Американка Кэрол АЛЛЕН—СТОРИ (Carol Allen-Storey) собиралась стать дипломатом, а вместо этого завоевывает мировые награды, снимая Африку.
После университета я собиралась представлять США в качестве дипломата, чтобы помочь стране избавиться от образа «страшной Америки». Но меня арестовали за протест против войны за Вьетнаме — это не способствовало дипломатической карьере.
• Я работала в Chanel вице-президентом по маркетингу на международном рынке и отвечала за стратегическое планирование, разработку новой продукции, связи. На этой должности мне довелось сотрудничать с известнейшими личностями в мире фотографии и кинопроизводства. Я фотографировала всю жизнь -и не просто щелкала кнопкой, но неизменно старалась найти сюжет, который отражал бы происходящее вокруг меня. В 1998-м я решила вернуться к истокам — заняться гуманитарными вопросами, особенно касающимися тех, кто не может заявить о себе сам, — женщин и детей.
• Первым серьезным проектом в 2002 году для меня стала работа со Всемирным фондом дикой природы (WWF) в Танзании. Два года я собирала материал о том, как образование может улучшить уровень жизни. На выставке в лондонской галерее Proud нам удалось продать снимков на 25 ООО — вся выручка пошла в WWF. Так началась моя фотографическая карьера.
• Впервые я побывала в Африке в 1997-м — и влюбилась в этот континент, в особенности в первозданную красоту местных жителей и пейзажей. Не говоря уже о восхитительном мире животных! Африка в трех словах: дикая, поэтичная, обескураживающая.
• Я никогда не берусь за камеру, пока все вокруг не осознают, что сейчас начнется съемка. У меня всегда есть посредник из местных. За годы работы я сумела подружиться со многими людьми, обрасти связями. Теперь, куда бы я ни направлялась, я чувствую, что меня любят, ждут. Главное — неизменно относиться к человеку, которого снимаешь, с уважением, оберегать его достоинство. Обязательно объяснить цель, с которой фотографируешь. И наконец, улыбнуться, произнести пару слов на его родном языке.
• Однажды в отдаленной деревне в Руанде рядом с конголезской границей я снимала молодых рожениц, инфицированных ВИЧ, — во время родов они должны принять препарат, помогающий младенцу бороться с болезнью. Получить доступ было особенно сложно. Мое фотоэссе должно было стать частью персонального проекта, озаглавленного «Ангелы на грани тьмы», который я вынашивала более семи лет. Я стала свидетельницей того, как повитуха избивает мучительно тужащуюся роженицу. И мне удалось отснять две пленки (одну я успела спрятать, засунув в брюки). Директор больницы потребовал раздеться для обыска и отдать негативы. Мой посредник объяснил: или негативы, или нас обоих убьют, а тела бесследно исчезнут. Пришлось расстаться с пленками. Наши жизни буквально висели на волоске!
• Одна из моих работ, выставленная в Национальной галерее, по-своему уникальна — она снята на iPhone. Я работала над фотоотчетом о женщинах, вынужденных заняться проституцией, чтобы выбраться из нищеты. Мои героини жили в крошечной рыбацкой деревушке на западе Уганды. Я заехала к ним попрощаться перед отъездом домой, в Лондон. Оборудование было уже упаковано, но в кармане оставался iPhone. Я решила сделать несколько фоток с помощью Hipstamatic. Уже в самолете, просматривая снимки с телефона, я решила, что в них есть что-то особенное. На следующий день я спросила у главного специалиста фотолаборатории, можно ли сделать с них отпечатки студийного качества. Он согласился, что фотографии вышли элегантными, и результат меня просто ошеломил. Я рискнула и отправила серию из 12 снимков на очень престижный фотоконкурс Taylor Wessing Portrait Prize, проводимый Национальной портретной галереей. К моему изумлению, один из снимков был отобран для показа.
• Неважно, снимаете вы на iPhone, дешевую «мыльницу» или дорогой фотоаппарат, главный инструмент хорошего фотографа -голова, определяющая идею, цель, побудившую сделать тот или иной кадр. Если перед вами что-то скучное, незначительное -не жмите на кнопку. Основное правило: не надейтесь исправить неудачный кадр постобработкой — добейтесь хорошей картинки сразу. Заведите блокнот и делайте заметки по каждой серии снимков, отвечая на 5 вопросов: Who, what, where, when and why (кто, что, где, когда и почему снято).