Иногда отсутствие направляющих линий порождает более простую и впечатляющую композицию: скажем, снимок, где есть горизонт, по сравнению с другим, где его нет. Если поместить точку фокусировки на однородном фоне неба или земли, без горизонта в кадре, ничего не будет отвлекать от точки фокусировки.
Подобным образом направляющие линии могут отвлекать в композициях, которые и без них отлично слажены — например там, где фокус значительно контрастирует с фоном. Если направляющие линии не делают композицию сильнее, можно обойтись без них.
Когда вы принимаете решение, помещать в кадр направляющие линии или нет, задайте себе вопрос, улучшат ли они снимок в целом. Если ответ утвердительный, то их стоит включить в кадр; в противном случае они, скорее всего, не потребуются.
Как правило, чем больше на снимке различных элементов, тем нужнее направляющие линии для того, чтобы взгляд зрителя нашел точку фокусировки — или же не выскользнул за пределы кадра. На простых снимках, где элементов немного, такой помощи не требуется, поскольку фокус заметнее сам по себе.
Помните, что направляющими линиями могут стать самые разные вещи — скат крыши, травинка, гнущаяся на ветру, или даже изгиб птичьего клюва. Практически невозможно сделать снимок вовсе без направляющих линий, поэтому ваша задача — решить, должна ли композиция быть устроена так, чтобы этих линий к точке фокусировки стало вести больше.
На этом снимке — та же девушка в том же месте, что и на стр. 70, но в этот раз без каких-либо направляющих линий. Поскольку ваш взгляд ничто не уводит в каком-либо направлении, композиция производит более безмятежное впечатление
Никаких направляющих линий, никаких, извините за каламбур, фокусов — всего лишь красивая, навевающая отрешенный «дзен» фотография горы