В 1742 г. князь Леопольд I Ангальт-Дессауский (1676-1747) приобрел усадьбу Мозигкау, чтобы подарить ее любимой дочери Анне Вильгельмине (1715-1780). Кроме того, он выделял ей ежегодный бюджет в размере 15 000 талеров, чтобы Анна могла самостоятельно жить и содержать свою резиденцию. Князь Леопольд I, которого все называли «старым дессауцем», был фельдмаршалом прусской армии, который в 1698 г. ввел солдатскую муштру, ставшую одной из отличительных черт этой армии. Леопольд отличился успешными действиями в Войне за испанское наследство (1701-1714), во время Северной войны (1700-1721) при захвате Ближней Померании шведами и во Второй Силезской войне (1744-1745). Он был связан тесной дружбой с «королем-солдатом» Пруссии Фридрихом Вильгельмом I. Брак Леопольда с дочерью аптекаря Анной Луизой Фезе, относившейся к более низкому социальному классу, вызвал немалое удивление в высших кругах Европы. В парке дворца, во дворе Славы, и сегодня находится статуя великого полководца.
Резиденция, построенная по приказу Анны в Мозигкау, является редким образцом рококо в центральной части Германии.
Рококо, стиль для аристократов
Термин «рококо» происходит от французского слова rocaille, которым обозначаются типичные деревенские украшения, преимущественно использовавшиеся в садах, имитирующие природные элементы, например, пещеры и ракушки. Около 1730 г. этот стиль появился и в архитектуре в виде шуточных орнаментальных форм: пышные и торжественные барочные формы приобрели в этой новой стилистической версии тонкую изысканность, иногда граничащую с манерностью. Тенденция к вычурности и изобилию развилась в таком социальном контексте, в котором аристократия все больше отдалялась от обычной жизни, а простой народ, особенно крестьяне, страдали от голода и бедности по всей Европе. Буржуазия становилась все богаче, но не обладала властью и занималась благоустройством своего далекого от реальности мира, требующего огромного количества денег, элегантного, изысканного, зачастую циничного, с большой степенью формализма и наличием собственных правил и обычаев. Этот мир был очень красивым, но поверхностным.
Любопытно, что рококо стал одним из любимых стилей в Германии. В этой стране, по сравнению с остальной частью континента, можно найти большее количество примеров рококо — великолепных дворцов и резиденций знати. С Германией может сравниться только Франция, «изобретательница» рококо, этой изысканной и легкой версии барокко. Этот архитектурный стиль является выражением второй стороны немецкой души, противоположностью военной строгости прусского характера. В сооружениях стиля рококо выражены такие качества, как легкость, шутливость, оптимизм и общительность.
Саксония-Анхальт
Имя архитектора доподлинно неизвестно. В официальных документах стоит подпись Кристиана Фридриха Дамма, суперинтенданта придворных строений, но некоторые исследователи склонны считать, что оригинальные проекты принадлежат Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу (1699- 1753), архитектору дворца Сан-Суси в Потсдаме, возведенному по приказу короля Пруссии Фридриха II. Вместе с резиденцией по поручению Анны Вильгельмины был создан большой французский парк, где организовывались изысканные праздники и светские приемы для придворных дам.
Дамы-революционерки
После смерти Анны Вильгельмины комплекс по ее завещанию был передан благотворительному сообществу незамужних женщин. Его настоятельница Аннет фон Глаффей (1778-1858) ввела для постояльцев обязанность трудиться, например, ухаживать за больными или разводить тутовый шелкопряд, и установила строгую дисциплину. Дамы-аристократки вызвали большое удивление в обществе, когда в 1848 г. поддержали революционные настроения и сшили для участников буржуазно-демократического восстания красно-черно-золотые флаги. Сообщество просуществовало до Второй мировой войны, в конце которой было закрыто правительством Германской Демократической Республики, а сооружение было реорганизовано в историко-культурный центр. Женщины, обитавшие там, получили пожизненное право оставаться во дворце. Последней его жительницей была Анна Мария фон Леттов-Форбек, скончавшаяся в 1968 г.
В тщательно отреставрированных залах дворца находится дорогая мебель и фарфоровые изделия, а также великолепная коллекция картин, которую принцесса Анна Вильгельмина частично унаследовала от нидерландской бабушки Генриетты Катарины Нассау-Оранской.
• В качестве самых интересных залов дворца можно отметить Мраморный кабинет в светло-зеленых перламутровых тонах, Серебряно-золотой кабинет и Темный кабинет, отделанный деревом.
• Аутентично восстановлены также личные комнаты принцессы и ее Приемный зал.
• На верхнем этаже воссоздана комната по образцу комнат времен сообщества дам-аристократок.
• Среди достопримечательностей дворца можно выделить Зал садов, или Зал картин, где хранятся основные экземпляры коллекции принцессы Анны Вильгельми- ны. Например, «Флора и Зефир» и другие работы Питера Пауля Рубенса (1577-1640), шедевры Яна Брейгеля Старшего (1558-1625), работы Якоба Йорданса (1593-1678), Антониса Ван Дейка (1599-1641) и других художников.
В соответствии с модой XVIII в. в парке находится лабиринт из дорожек, японский чайный домик и оранжерея, используемая сейчас для выставок.