Первые два владельца виллы Шан-сюр-Марн были нечисты на руку, и каждого постигла печальная участь. Ренуар де Да Туанн скончался в момент ареста за противозаконные действия; Поля Пуассона де Бурвале заключили в Бастилию по обвинению в растрате и конфисковали все его имущество.
Дворец был выставлен на торги и выкуплен принцессой Конти, дочерью короля Людовика XIV и Луизы-Франсуазы де Лавальер, которая подарила Шан-сюр-Марн своему кузену герцогу де Лавальеру. Последний поручил Клоду Дего, племяннику знаменитого ландшафтного архитектора Андре Ленотра, привести в порядок дворцовый сад.
Предрассудки мадам де Помпадур
В 1757 году вилла была арендована и роскошно меблирована мадам де Помпадур. Через три года знаменитая фаворитка Людовика XV, узнав о судьбах бывших владельцев, обратилась к астрологу.
Маркиза-«просветительница»
Жанна-Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 года в семье буржуа. Будучи официальной женой Шарля Гийома д’Этиоля, с 1745 по 1750 год она являлась официальной фавориткой короля Людовика XV, который признал за ней титул маркизы де Помпадур. Маркиза стала влиятельной фигурой, обожаемой французским двором.
Она организовывала светские мероприятия, призванные распространять культуру и искусство, защищала от реакционных критиков философа и писателя-просветителя Дени Дидро (1713-1784), внесла ощутимый вклад в создание неповторимого стиля, вошедшего в историю как «стиль Людовика XV».
Тем не менее ее влияние на политику, похоже, переоценено. Аристократы, завидовавшие успехам женщины буржуазного происхождения, обвиняли маркизу в содействии альянсу с Австрией во время Семилетней войны (1756-1763), завершившейся болезненным поражением с потерей территорий в Америке и положившей начало кризису «старого порядка».
Помпадур по завершении любовной связи осталась в дружеских отношениях с королем, продолжая быть его советником в вопросах искусства. Народ ее ненавидел за расточительность и огромные личные траты, оплачиваемые государством. Жанна-Антуанетта Пуассон умерла 15 апреля 1764 года от болезни почек.
Тот вынес вердикт: дворец находился под влиянием несчастливой звезды. На следующий же день суеверная маркиза покинула резиденцию, не задумываясь о деньгах, потраченных на ремонт, но это, кстати, не спасло ее от несчастной судьбы: мадам де Помпадур скончалась через четыре года в возрасте 42 лет.
После мадам де Помпадур во дворце — уже имевшем дурную славу — поселилась маркиза де Марбёф, которой тоже не удалось избежать тяжелой участи: во время Революции 1789 года она была обезглавлена на гильотине. Следующие владельцы дворца, возможно, и не стали жертвами его скверной репутации, однако им не удалось предотвратить его упадок.
Только в 1895 году граф Луис Казн д’Анвер начал реставрационные работы. Его сын Шарль принес дворец в дар государству. В 1960-х годах Шан-сюр-Марн служил гостевым домом для глав делегаций иностранных государств, а с 1974-го стал музеем.
Решетчатые ворота и аллея, ведущая во дворец, который некогда пользовался дурной славой
Все апартаменты имели свою умывальную комнату — невероятное явление для того времени
Инновации в культуре жилья
В начале XVIII века зародились новые тенденции в организации жилища: в домах стали обустраивать потайные лестницы, умывальные комнаты, комнаты для прислуги и другие помещения специального назначения.
- После реставрации Шан-сюр-Марна посетители приходили в восторг от его внутренних интерьеров, более всего от обеденного зала. И ранее в замках были комнаты, где, в том числе, принимали пищу; но практически никогда не устраивалось специальных помещений, служивших для этой цели.
- Из 14 залов, открытых для посещения публики, особенно впечатляют Большой салон и элегантная Желтая комната.
- Убранством Китайского салона занимался Кристоф Уэ. Здесь герцог де Лавальер принимал Вольтера, а мадам де Помпадур встречалась со своими друзьями. На обивке кресел изображены сцены из басен Жана де Лафонтена.
- Из Музыкального салона открывается великолепный вид на обширный парк.
- Так называемый Угловой салон, в котором висит картина с изображением маркизы де Помпадур в костюме садовницы, декорирован и обставлен в стиле рококо.