История замка Валентино как дворянской резиденции восходит к середине XVI в., когда Ренато Бираго, миланский дворянин, приехавший в Пьемонт следом за оккупировавшими его французами, приобрел небольшую постройку на берегу реки По, чтобы оборудовать загородный дом. Вскоре это владение перешло герцогу Эммануилу Филиберту Савойскому, вновь вступившему в свои владения и искавшему возле Турина место для загородной резиденции. Точно неизвестно, как этот комплекс выглядел в то время, возможно, это была ферма для королевского пользования.
Резиденция Кристины Французской (Мадам)
История замка Валентино как одного из итальянских королевских дворцов началась в 1620 г., когда здесь остановилась Мария Кристина Французская, будущая жена Виктора Амадея I, вскоре ставшего Савойским герцогом. При туринском дворе ее называли Мадам за волевой характер, образованность и остроумие. Во Франции ее обучали политике и искусствам, и в провинциальном Турине Мария Кристина стала играть одну из ведущих ролей. Влюбившись в эту виллу, которая стала для нее первым домом в Пьемонте, Мадам попросила ее в дар у свекра. И уже в 1621 г. здесь началась полная реконструкция, которая продолжалась почти без перерывов вплоть до 1660 г. Над реконструкцией работал архитектор Карло ди Кастелламонте, а позже — его сын Амедео.
Замок или вилла?
Необходимо пояснить, что в области Пьемонт словом саstello (замки) называют, на французский манер, все загородные постройки, тем или иным образом связанные с какой-либо аристократической семьей. Иногда они возникали на месте феодальных крепостей и впоследствии перестраивались. В других случаях, и тому пример замок Валентино, они возникали как резиденции без оборонительной функции. Использование слова «замок» закрепилось в Пьемонте, поэтому если бы Валентино назывался «виллой» или «дворцом» (что было бы логичнее), у жителей Турина это вызвало бы улыбку.
Расцвет и упадок
То, что создали Мария Кристина и архитекторы Кастелламонте, было типичным французским шато (château) — загородным дворцом с большой прилегающей площадью, который по форме и обстановке напоминал резиденции знати во Франции.
Комплекс был выстроен вокруг большого главного трехэтажного корпуса, стоящего параллельно реке По, центральная часть которого была обрамлена колоннами. Отсюда открывался великолепный вид на реку и холмы. Напротив располагалось два крыла и живописная восходящая аллея, окруженные длинной низкой стеной с арками. Парадный вход представлял собой роскошную двухэтажную конструкцию с экседрой в центре. До настоящего времени сохранилась только центральная часть замка и некоторые внутренние украшения. В 1706 г. замок был разграблен и подожжен франко-испанскими войсками при безуспешной осаде Турина. Затем замку были нанесены повреждения во время наполеоновской оккупации. В XIX в. тут располагалась ветеринарная школа, потом военные казармы, а в середине XIX в. замок был передан в государственное имущество. Сегодня здесь находится архитектурный факультет Туринского политехнического университета, а прекрасный старый парк стал для жителей Турина излюбленным местом для прогулок.
Декорированные залы и городской парк
Помещение замка, значительная часть которого передана университету, почти полностью потеряло свой исторический вид. Однако парк, хоть и претерпел некоторые изменения, поражает гостей своим величием и поныне.
• Архитектурная целостность обстановки и роскошного внутреннего убранства, к сожалению, утеряна. Наружная часть замка после реставрации, проведенной в конце прошлого века, сейчас находится в хорошем состоянии. В 1857-1858 гг. были надстроены боковые галереи и установлена ограда.
• В комнатах на втором этаже сохранилось убранство XVII века: фрески и белая или позолоченная лепнина.
• В центральном холле изображены династические истории Савойских герцогов во французском стиле: это был подарок Марии Кристине для ее любимой резиденции.
• Комнаты по правую сторону от центрального холла, называемые апартаментами Монкальери, были декорированы в 30-40 гг. XVII века Исидоро Бьянки и его сыновьями Помпео и Франческо.
• Туринские апартаменты были декорированы немного позднее художниками Алессандро Казелла, Джованни Паоло и Джованни Антонио Реки.
• Значительную часть парка занимает Ботанический сад, основанный в 1729 г. Виктором Амадеем II, и библиотека с большой коллекцией литературы по архитектуре и ценных ботанических иллюстраций XVIII века.
• Пожалуй, самый интересный объект парка — это Борго Медиевале, павильон, построенный в средневековом стиле для промышленной выставки 1884 г., а также музей под открытым небом.