История сооружения восходит к укреплённой конструкции XIII в., принадлежавшей семье Каницсай. Затем оно перешло к Габсбургам, которые в первой половине XVII в. отдали его в залог семье Эстерхази — старинной венгерской знати.
Возможный выкуп дворца его собственниками висел как дамоклов меч над князем Миклошем Эстерхази (1583-1645), который решил свести к минимуму затраты на его содержание. Обширная реставрация началась только в тот момент, когда за сыном Миклоша Палом Эстерхази (1635-1713) было закреплено полное владение. Пал Эстерхази был назначен палатином (вице-королем Венгрии) в 1681 г., а в 1687 г. стал графом.
В 1663 г. император Леопольд I настоятельно рекомендовал князю Палу Эстерхази модернизировать старый замок в Айзенштадте.
Был разработан изысканный проект, который предусматривал сохранение первоначального внутреннего ядра, окружённого новым зданием в стиле барокко. В результате получился роскошный дворец, вызвавший восхищение Леопольда I во время его визита в 1681 г., через год после завершения работ.
Миклош «Великолепный»
Князю Миклошу Иосифу Эстерхази (1714-1790), покровителю Гайдна, нравилось, чтобы его называли «Великолепным», подобное прозвище родилось в Италии. Его внук Миклош II Эстерхази (1765-1833) тоже любил роскошь и блеск. В начале XIX в. он обновил замок в неоклассическом стиле, ещё бывшем в моде в то время. Миклош II активно продвигал культуру и искусство, чем особенно гордился, но в то же время получал за это критические замечания. На день рождения жены он заказал Людвигу ван Бетховену мессу, которая была исполнена во дворце под управлением самого композитора в 1807 г.: известная Месса до мажор, соч. 86. Миклош II отказался от венгерской короны, предложенной ему в 1809 г. императором Наполеоном: политика и власть были для него менее интересными и значимыми (и более скучными), чем любимый мир искусства.
Синтез культур
Дворец Эстерхази — это идеальный микс культур, характерный для центрально-европейского мира. Первоначальная его версия, реализованная между 1663 и 1680 г., — это плод работы итальянских проектировщиков и строителей: Карло Мартино Карлоне под управлением Себастьяно Бартолетти и Карло Антонио Карлоне; а также художников и декораторов. Реставрация в неоклассическом стиле, выполненная между 1794 и 1805 г., возглавлялась французом Пьером-Шарлем де Моро. Владельцами дворца была одна из известнейших венгерских семей австрийского двора. Их меценатство привлекало деятелей искусства со всего континента, особенно из германских областей.