В Средние века Рейн в окрестностях Кобленца разделял два курфюршества — Трирское и Майнцское, которые настороженно наблюдали друг за другом. В середине XIII века архиепископ Арнольд фон Изенбург построил замок Штольценфельс, чтобы контролировать Ланек на противоположном берегу Рейна, в устье реки Лан. Спустя полвека архиепископ Бодуэн Люксембургский превратил эту крепость в «таможенный пост» Трирского курфюршества, чтобы следить за судоходством по Рейну. В конце XIV века Штольценфельс был расширен: в нём появилась резиденция для курфюрстов. В то время в замке жили архиепископы Куно и Вернер фон Фалькенштейн, которые достаточно высоко ценили комфорт и старались оборудовать как можно лучше своё жилище.
Замку был нанесён серьёзный ущерб во время войны за Пфальцское наследство, разразившейся в 1688 г. Курфюрст Карл II Пфальцский скончался в 1685 г., не оставив прямых наследников. Король Франции Людовик XIV не остался в стороне и поспешил обозначить притязания на право наследования от имени Елизаветы Шарлотты, сестры покойного курфюрста и жены Филиппа I Орлеанского (брата Короля-Солнца). Во время кампании 1689 г. французская армия осадила Кобленц и сровняла с землёй замок Штольценфельс, оставив после себя только руины. Эта война закончилась в 1697 г. Рисвикским мирным договором, по условиям которого Франция отказалась от Пфальца. До начала XIX века разрушенный замок использовался в качестве источника строительных материалов, но потом Наполеон Бонапарт передал его городу Кобленц, власти города в свою очередь подарили замок будущему прусскому королю Фридриху Вильгельму IV (1795-1861).
Прочный фундамент
Немецкий архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель (1781-1841) восстановил замок Штольценфельс в неосредневековых формах, но остался верен его историческому контексту и сохранил структуру древней крепости: высокую крепостную башню, четырёхугольный центральный комплекс, защищающую вход пристройку к фасаду. Возможно, это решение было продиктовано тем, что реконструкция проходила на сохранившемся оригинальном фундаменте.
Романтизм
Как и многие его современники, Фридрих Вильгельм идеализировал эпоху романтизма и «священный мир» средневековых рыцарей, о которых рассказывала модная в то время литература. Замок Штольценфельс, восстановленный на старом фундаменте, конечно, не соответствовал королевской жизни Средневековья. Однако в отличие от других сооружений спорной художественной ценности, появлявшихся по всей Германии в XIX веке, Штольценфельс выглядел цельно и представлял определённую архитектурную ценность. Это, безусловно, заслуга проектировщика Карла Фридриха Шинкеля, одного из лучших мастеров своего времени, и художников-назарейцев, писавших в манере Средневековья и Раннего Ренессанса, по заветам Альбрехта Дюрера. Шинкель не увидел завершения работ, которые продолжались после смерти мастера под руководством его ученика Фридриха Августа Штюлера и закончились оформлением пейзажного парка. 13 сентября 1842 г. замок был торжественно открыт пышной церемонией в исторических костюмах. Король часто приезжал сюда на отдых, а в 1845 г. принимал королеву Викторию.
РАСПОЛОЖЕНИЕ
• Область: Рейнланд-Пфальц
• Расстояние: 7 км от Кобленца
• Как добраться: в замок Штольценфельс можно попасть из Кобленца по федеральной дороге В9, идущей вдоль Рейна. Если ехать по В9 с юга, то Штольценфельс находится в нескольких десятках километров от Боппарда.
Замок для прусского короля
Идя по улице, ведущей к замку Штольценфельс, можно созерцать идиллический пейзаж, навевающий романтическое настроение: ручей, водопад и замок на фоне.
• Большой интерес представляет обширная коллекция средневекового оружия и доспехов.
• В течение всего года в замковых залах проводятся концерты, театральные постановки и мероприятия для посетителей любого возраста.
• Замок расположен в живописном месте. Не упустите возможность подплыть к нему на катере по реке, очертания башен замка будут виднеться издалека.
• Пройдя ров, по аллее можно попасть во внутренний двор с большой башней, построенной на остатках полуразрушенной средневековой башни.
• В башне, занятой в прошлом княжескими жилыми комнатами, сейчас находится небольшой Рыцарский зал, украшенный картинами, восхваляющими рыцарские подвиги. За башней расположена часовня, расписанная художником Эрнстом Дегером. Фрески с библейскими сюжетами, от Изгнания из рая до Судного дня, неизменно вызывают восхищение у посетителей.
• Во внутренних залах, обставленных ценной мебелью, представлены картины XIX века и богатая коллекция стекла.
• На территории замка расположен так называемый сад- беседка, выполненный в испанском стиле.