Вюртцбург (Würzburg) — город на реке Майнe на юге Германии в федеральной земле Бавария. Имеет статус «свободного города», является центром административного округа Нижняя Франкония, земельного района Вюрцбург и римско-католической Вюрцбургской епархии. Первое письменное упоминание — 704 год, население на 2014 год — 124 873 жителей (5-е место в Баварии).
Современный Вюрцбург — это транспортный узел с предприятиями пищевой промышленности (виноделие и пивоварение), машиностроения (в том числе автомобилестроения), производством типографских машин и электротехнического оборудования. Здесь находятся издательства, консерватория, административно-хозяйственная академия, а также Университет Юлиуса-Максимилиана (осн. в 1402 году), благодаря которому Вюрцбург относят к классическим «университетским городам» Германии.
C периода Средневековья Вюрцбург являлся одним из крупнейших городов Франконии и был исстари славен виноделием. Известные архитектурные памятники — Крепость Мариенберг (XI—XVI вв.) с Майнфранкским музеем (скульптуры Т. Рименшнейдера и другие), Резиденция епископа (1719—53 гг., архитектор Б. Нёйман и другие, росписи — Дж. Б. Тьеполо).
Резиденция в Вюртцбурге (Германия)
Резиденция (по-немецки Residenz) в Вюртцбурге является одним из самых важных памятников барокко в Германии и во всей Европе. И что стоит подчеркнуть, этот впечатляющий дворец 18-го века был построен всего за несколько десятилетий! Сегодня здание поражает посетителей своей архитектурой и красивыми украшениями, в том числе величественными фресками венецианского художника Джованни Баттиста Тьеполо.
Вюртцбургский дворец представляет собой сочетание многих стилей: немецкого и венского барокко, декоративного стиля интерьера, известного из северной Италии, и французского подхода к строительству замков и резиденций. Это сочетание делает окончательный эффект уникальным произведением искусства по всей Европе.
Резиденция была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1981 году.
На что стоит обратить внимание?
Sala Terrena — комната на первом этаже, окруженная колоннами и украшенная красивой потолочной фреской.
Большая лестница — одна из самых известных частей дворца, украшенная самой большой потолочной фреской в мире Джованни Баттиста Тьеполо из Венеции. В своих работах художник использовал тему четырех континентов, каждый из которых представлен персонификацией в виде женщины, напоминающей древнюю богиню.
Каждый из континентов — Америка, Азия и Африка — представлен немного претенциозно, что сегодня может быть немного шокирующим, но именно так их видели европейцы. Например, американцы изображаются как грубые дикари, хотя на момент написания статьи уже было несколько университетов. Европа, в свою очередь, представлена изящным двором. Некоторые читатели могут рассмотреть вопрос об отсутствии Австралии, но на момент создания работа не была известна.
Тьеполо создал свою работу в 1752-1753 гг. Работа составляет 18 на 30 метров, то есть почти 600 квадратных метров. Если мы внимательно посмотрим на персонажей снаружи, то увидим архитектора резиденции Бальтазара Неймана (сидящего с собакой), Тьеполо (в красной кепке и пальто, его сын рядом с ним) или самого епископа.
Белый зал — комната, соединяющая парадную лестницу с императорским залом. Внутри выделяются красивые лепные украшения в стиле рококо. Трудно поверить, что в прошлом эта комната служила сторожкой!
Имперский зал — самая важная комната во дворце, также украшенная удивительными фресками Тьеполо. На этот раз сцены касаются важных событий в истории Священной Римской империи, происходящих в Вюртцбурге, в том числе свадьбы императора Фридриха Барбароссы с Беатриче и Бургундии, которая произошла в 1156 году. Интересно, что свадьбу дает… епископ, заказывающий строительство резиденции! Вторая сцена относится к созданию архиепископства в Вюртцбурге. Если присмотреться, можно заметить, что художник использовал много интересных эффектов, испускающих трехмерные элементы — например, шторы наверху действительно являются лепным украшением, а не висящим материалом.
Апартаменты Southern Imperial — эти номера доступны только во время экскурсии. Почти все они были уничтожены в результате пожара и восстановлены после войны. Коридор заполнен огромными висящими коврами с изображением Александра Македонского. Ковры были сделаны в Брюсселе, который славился производством таких украшений.
Интересной является также комната для аудитории с висящим ковром с изображением Венеции и захватывающим дух зеркальным шкафом, заполненным сценами из Азии, включая Китай и Японию.
В дополнение к созданию резиденции епископа императорские комнаты Священной Римской империи также использовали императорские комнаты во время официальных визитов. Поэтому ни один бюджет или человеческие ресурсы не были сэкономлены при отделке.