Окрестности Вольтерры очень красивы, особенно хороша панорама, открывающаяся на юго-запад, между долинами Чечина и Вальдера. Вы увидите Вальце, белеющие алебастровые обрывы на холме.

Их красота сравнима лишь с их хрупкостью, тут потрудилась эрозия, характерная для этих мест. Проникающая в породу вода дошла до глиняного слоя и создала причудливые узоры размывов. Ими надо любоваться, когда лучи закатного солнца скользят по скалам, создавая нюансы оттенков, длящиеся лишь несколько секунд.

Велатри, где летает земля

Древний этрусский город Велатри был одной из столиц этрусского союза двенадцати земель (лукумоний) и в конце V века до н. э. был окружен стеной. Крепостной вал длиной около семи километров защищал поселение вокруг акрополя и крепости, а также некрополь Пьяно-делла-Гуэррачча.

Велатри распространил свое влияние на Популонию, острова Эльба и Корсика, на все тирренское побережье, от Пьмобино до устья реки Магра и города Луни. Его богатство основывалось на разработке месторождений окрестных холмов и контроле за портами тирренского побережья.

Около 260 года до н. э. город вошел в италийскую конфедерацию, а в 90 году до н. э. обрел статус римского муниципалитета, получив латинское имя Волатерре, от которого и происходит современное название. Оно (vola — «летает», terra — «земля») указывает на облака белой пыли, вздымавшиеся при добыче и обработке алебастра и свидетельствует о славе, которую еще в древности обрели местные ремесленники и их изделия из благородного минерала.

Лангобарды и франки правили городом до IХ-Х веков, когда здесь обосновался епископат, против «твердой руки» которого неоднократно восставало местное население. В 1208 году началось строительство Палаццо Приоров, резиденции и символа городских властей. В окружении таких сильных соседей, как Флоренция, Сиена и Пиза, благодаря мудрой политике добрососедства, Вольтерра смогла сохранить независимость до 1472 года, когда ее аннексировал Лоренцо Великолепный, заинтересованный в контроле над разработками местных месторождений.

Затем последовал долгий, вплоть до XVIII века, период упадка и демографического спада, обусловленный эпидемиями чумы, засухами и, как следствие, экономическими кризисами.

Минерал алебастр часто бывает «грязных» тонов из-за присутствия оксидов железа, цвет которых варьируется от желто-коричневого до светло-желтого и даже зеленоватого. Он прекрасно полируется и издавна использовался для облицовки храмов и изготовления погребальных урн как ценный, парадный материал, в Древнем Египте, на Крите и в Микенах, у этрусков и финикийцев.

В раннехристианских базилик ах тонкие плиты полупрозрачного алебастра вставляли в проемы окон вместо стекла. Вольтерра окружена огромными месторождениями самого ценного вида алебастра, цвета светлой слоновой кости. Он мягче других видов и легче обрабатывается.

Искусство здешних мастеров было широко известно в античном мире, традиция не прерывалась и всегда была знаменита. В Экомузее алебастра выставлены и античные произведения, и работы современных мастеров, представлены реконструкции древней мастерских и полного набора инструментов.

Некоторая изоляция Вольтерры с одной стороны ограничила ее промышленное и коммерческое развитие, с другой — позволила городку сохранить средневековый облик, столь ценный сегодня. Стены XII века, прекрасной сохранности, окружают старый город, ансамбль которого сложился и завершился в ХI-ХIV веках, когда были построены защитные сооружения вокруг главных ворот.

Площади, спускающиеся по холму улочки, башни-особняки придают его панораме единственное в своем роде обаяние, далекое от стереотипного представления о тосканских городах, вдохновившее многочисленных писателей, поэтов, режиссеров.

Первоначально город состоял из четырех отдельных кварталов, соединенных поднимающимися по холму улицами — Сайт’Алессандро, по улице Салине в сторону долины Чечина, Сан-Ладзаро, по дороге на Флоренцию и Сиену, Санто-Сте- фано и, наконец, Сан-Джусто, рядом с Балыде, над которым возвышается церковь, посвященная святому — покровителю квартала. Это самое сердце древней Вольтерры.

Вольтерра

Лес из каменных башен

Крепость Медичи возвышается над городом на месте древнего этрусского акрополя. Она состоит из двух частей, соединенных высокими защитными стенами. Рокка-Веккья («старая скала»), также называемая «Кассеро», возведена в 1342 году, затем перестроена Лоренцо Великолепным. Рокка-Нуова («новая скала»), или «Мастио», построена тем же Лоренцо Медичи в 1472-1474 годах.

Между крепостью и средневековым центром города, сложившимся вокруг древней церкви Санта-Мария (теперешний кафедральный собор) и прилегающей площади Приори, ранее называвшейся «Прато», стоят мастерские по обработке алебастра. Напротив собора возвышается баптистерий Сан-Джован- ни, восьмиугольный в плане, с круглым куполом. Он построен во второй половине XIII века, декор внешних стен — комбинация белого и зеленого мрамора — типичен для романских построек.

Вблизи Вольтерры возвышается Массо ди Мандринга, гиганский мегалит, у подножия которого бьет источник, еще в древности славившийся чистотой воды. «Кто полощет простыни в Доччоле /квартал Вольтерры/, должен брать воду Мандринги», писал знаменитый поэт Габриэле Д’Аннунцио.

В Средние века женщины ходили туда за водой и полоскать белье, и считалось, что по ночам там собираются местные ведьмы. Тот же Д’Аннунцио писал об этом: «Медленный устрашающий шорох наполнял воздух, уже тяжелый, пропитанный серой, <…> пугающая прелюдия к головокружительной пляске ведьм. Женщины и девушки в по- лудремотном ужасе слышали пронзительные рыдания ведьм, и <…> даже мужчины не осмеливались выйти из дома».

На улице Маттеотти мы рассматриваем средневековые башни: Toppe Гуиди, дом-башню Toppe Тоскано на площади Сан-Микеле, с церковью того же названия (фасад в романско-пизанском стиле). По узким переулкам выходим на площадь Пьяцца дей Приори, которая в период независимой коммуны была окружена целым лесом домов-башен. Затем их связали в единое здание — получился Палаццо Преторио, вставший напротив грандиозного Палаццо дей Приори, с зубчатой башней.

За крепостной стеной расположен квартал Санта- Мария, по Виа Риччарелли, перпендикулярной замковым стенам, и квартал Аббате, по Виа дей Сар- ти, им параллельной. Здесь стоит Палаццо Инконтри-Вити, построенный в конце XVI века по заказу родовитого местного уроженца Аттилио Инконтри, министра Великого герцога Тосканского.

Это один из самых старых особняков города, и именно поэтому в 1965 году режиссер Лукино Висконти снимал в его залах многие сцены для фильма «Туманные звезды Большой Медведицы», удостоенного Золотого льва на Венецианском кинофестивале. Сейчас это дом-музей, он открыт для посещения.

Первый этаж и сад занимает театр Персио Флакко, открывшийся в 1828 году, верхние этажи выкупил в 1850-м Бенедетто Джузеппе Вити, торговец алебастром. Отделка третьего этажа, который тогда только достраивался, и его обстановка — один из самых аутентичных примеров интерьера богатого дома девятнадцатого века.

Вольтерра