Фотографии, на которых преобладают светлые и просто белые тона с легкими и редкими вкраплениями темных, называются  «высокий ключ». Если вы фотографируете не в студии, где можете полностью контролировать все условия съемки, то возможность сделать хорошее фото в высоком ключе часто зависит от удачи.

Для пейзажей в высоком ключе лучше всего подходят песчаные пляжи, поля покрытые снегом, даль, подернутая дымкой, и мягкий серый свет, проходящий сквозь облака.

Фото в высоком ключе часто, но не всегда, делают черно-белыми. Вы можете настроить свою камеру на черно-белую съемку или делать цветные кадры в raw, а затем переводить их в черно-белые при постобработке

Недавно выпавший снег в сочетании с серым зимним небом- идеальное сочетание для фото в высоком ключе. Здесь мы видим следы, ведущие к черной полосе деревьев и изгороди, которые в свою очередь добавляют пейзажу глубины

Этот портрет демонстрирует два основных качества снимков в высоком ключе: светлые тона и высокая четкость, и при этом же стоит беспокоиться о передержанных участках фото. Этот снимок – результат экспокоррекции на +2EV, а также осветления при постобработке

СЪЕМКА В «НИЗКОМ КЛЮЧЕ»

Если при съемке в высоком ключе преобладают светлые тона, придающие композиции легкость и воздушность, фотографии в низком ключе богаты темными тонами для создания противоположной – мрачной и задумчивой атмосферы.

Штормовая погода с нависшими над землей грозовыми облаками, порывы ветра – все это прекрасный фон для фото в низком ключе. Недодержка поможет вам усилить ощущение мрака и тьмы на таких фотографиях: не бойтесь, если тени на фото выглядят слишком темными – это лишь подчеркнет мрачную природу. Также съемка в низком ключе подходит для создания тематических портретов, как высокий ключ подходит для портретов детей.

Темные тона этой фотографии, сделанной через окно часовни, добавляют ей мрачности

Классическое фото в низком ключе: бушующее море, низко висящие грозовые облака. Для большего эффекта экспозиция была скомпенсирована на-2EV

Экспозиция этой фотографии в низком ключе была настроена по точке, где трава еще хорошо различима, чтобы ее текстура добавила фотографии эффектности

НАСТРАИВАЕМСЯ НА СВЕТЛОЕ

Как мы уже знаем, самое сложное для камеры – передать все детали сцены с высоким динамическим диапазоном (HDR). Даже современные технически хорошо оснащенные камеры не всегда справляются с этим, особенно когда необходимо передать и глубину теней, и всю яркость светлых участков.

Когда вы сталкиваетесь с такой проблемой, у вас есть несколько вариантов ее решения:

1) Если проблема в высокой яркости неба, то вам поможет градиентный фильтр, надетый на объектив.

2) Вы можете сделать несколько снимков с настройкой экспозиции на светлые и на темные участки, а затем объединить их на компьютере в HDR.

Если настроить экспозицию по двум ярким участкам – лодке и по небу, снимок получится слишком темным , а если настроить экспозицию по фону, то передержанным

Настройка по ярким участкам по крайней мере оставляет вам возможность добиться нужного эффекта при постобработке ели ни один из этих вариантов не подходит вам, тогда остаётся только настроить экспозицию по светлым участкам, используя точечный или частичный замер и фиксацию экспозиции. Проверьте результат на ЖК-дисплее камеры: у вас должно получится четкое, детальное изображение светлых участков и практически черные тени. Если вы снимаете в RAW, то вы сможете вытянуть слишком темные участки при постобработке  в то время как засвеченные участки скорректировать не получится.

Конечно, из данного правила есть исключения, например, когда площадь светлых участков невелика по отношению к темным, однако в целом, когда контраст сцены слишком высок, чтобы датчик камеры смог его полностью передать, настраивайтесь по светлым участкам.

НАСТРОЙКА ПО ПРАВОЙ ЧАСТИ ГИСТОГРАММЫ

Возможно, вам покажется, что этот совет тот же, что и предыдущий, однако между ними есть очень тонкие и важные различия. Итак, почему же нужно настраиваться именно по правой стороне гистограммы, которая содержит информацию о светлых участках? Действительно, можно настроить экспозицию по левой части: если вы сделаете это достаточно точно, в соответствии с условиями съемки, будет лучше, так как передержка и настройка по правой части гистограммы усиливает шумы в темных участках кадра, где они наиболее заметны, особенно при обработке фото на компьютере.

Настройка экспозиции по правой части гистограммы работает тогда, когда вы делаете снимок с большим количеством темных участков, планируя осветлить их при постобработке. Снимайте в RAW, так как данный формат файла содержит гораздо больше цветовой информации – до 14 бит. Для начала откройте .raw-файл в вашем конвертере и сделайте его гистограмму более равномерной, затем можете приступать к редактированию. В результате вы получите фотографию с меньшей передержкой светлых участков и меньшим уровнем шума в темных.

Эта последовательность кадров показывает, как улучшить соотношение сигнала к шуму в темных участках кадра, настраиваясь по правой части гистограммы и не урезая светлые участки. Первый снимок демонстрирует высокую контрастность, но при этом он слишком темный, а при попытке осветлить его получается слишком много шума и искаженные цвета. Второй снимок был настроен по правой части гистограммы и вышел немного передержанным. Его преимущество в том, что, в отличие от предыдущего снимка, уровень шума не повысился при постобработке

ЭКСПОЗИЦИЯ И ПОСТОБРАБОТКА

При съемке не всегда удается настроить до конца правильную или желаемую экспозицию: особенно часто это бывает при съемке сцен с высоким динамическим диапазоном (HDR). В таком случае нам на помощь приходят компьютерные программы по обработке изображения.

Наиболее распространенная задача – сфотографировать пейзаж с ярким небом без недодержки на объектах. Этого можно добиться во время съемки, установив на объектив градиентный фильтр нейтральной плотности, а можно после съемки с помощью специальных компьютерных программ.

Если вы фотографируете в RAW, у вас есть возможность открыть ваш снимок, выставить экспозицию по небу, сохранить эту версию, затем снова открыть начальный файл, выставить экспозицию по земле, сохранить и его, а после этого объединить HDR

Ситуация, с которой сталкивались все фотографы: при настройке экспозиции по яркому небу получается слишком темный передний план, а при настройке по переднему плану получается слишком яркое небо. Самое простое решение проблемы – соединить два снимка с различными настройками экспозиции. Есть и другой вариант – брекетинг.

Рекомендуется при этом использовать режим серийной съемки, чтобы избежать размытия движущихся объектов