Случалось ли такое, что вас фотографировали вместе с другом или подругой, а потом выяснялось, что на снимке у вас урезаны сверху головы? Выглядит это смешно, и если чья-то голова «торчит наружу» из композиции, снимок испорчен.

Иными словами, происхождение правила «не кадрируйте головы» вообразить несложно. Работая с людьми и портретной съемкой, вы быстро выясните, что способы кадрировать людей бывают хорошие и не очень.

Кадрирование голов — на первом месте в списке нехороших. Так поступать не надо!

В мире портретной фотографии существует четыре основных разновидности кадрирования: «в полный рост», «три четверти» (с середины бедра и выше), «голова и плечи», «голова». Ни в одном из этих типов кадрирования не урезается верхняя часть головы, так как вид от этого возникает крайне неестественный.

Единственный случай, когда фотографы на это правило не обращают внимания — это когда человеческая фигура призвана иллюстрировать что-либо еще -например, перспективу (человек в кадре становится частью контекста для чего-то другого — скажем, горы или здания).

Урезанию голов нет никакого оправдания: прежде чем снимать, хорошо осмотрите края кадра!

Не лучший вид…

Если приходится кадрировать людей, избегайте делать это по суставам и урезать локти и колени

Избегать кадрирования голов особенно важно, когда вы делаете групповой снимок. От хорошего кадра такое будет несомненно отвлекать: зритель не станет наслаждаться снимком, а будет недоумевать, отчего здесь урезаны головы.

Вместо этого попытайтесь расположить головы в «шахматном» порядке, чтобы ни одна не была непосредственно над другой, и при этом следите, чтобы все попали в кадр целиком. Если для этого вам понадобится отойти подальше и сделать снимок шире — значит, так тому быть.

Если кадрировать человека все-таки понадобилось, основное правило — никогда не урезать прямо по суставу, у колена, локтя или запястья. Человек от этого выглядит неестественно: его конечность словно ампутирована. Вместо этого берите за точки кадрирования предплечье, талию, верхнюю часть бедра или середину голени.

С этими точками можно создать великолепный портретный снимок или иное фото человека без той неуклюжести, которая заставила бы зрителя недоумевать, куда это полчеловека, собственно, делось.