Мы с вами уже обсудили три основных способа управления экс­позицией. Однако в некоторых ситуациях для того, чтобы сде­лать желаемый снимок, их бывает недостаточно.

В условиях пониженного освещения, к примеру, диафрагма дает большую глубину резкости, это означает, что время выдержки будет слишком долгим для «замораживания» движения, а повышение ISO приведет к появлению чрезмерного количества шумов.

В сложных ситуациях необходимо контролировать уровень света. Только повышение освещенности позволит вам исполь­зовать выбранное сочетание диафрагмы и выдержки, не уве­личивая ISO до неприемлемо высокого уровня. Легче всего в таких обстоятельствах включить встроенную вспышку или подключить внешнюю к «горячему башмаку» и устранить ес­тественный свет в качестве главного источника освещения.

Вспышка полезна не только в условиях пониженного освеще­ния. Она поможет вам и в решении другой проблемы: когда яркий естественный свет неравномерно распределен по пло­щади снимка. Такое часто случается при фотографировании темного предмета на ярком фоне — например, портрет с за­дней подсветкой.

В таких ситуациях экспозиция по более яр­ким участкам приводит к тому, что другие, не менее важные участки оказываются слишком темными. Экспозиция же по тени приведет к потере ярко освещенных деталей. В такой си­туации вам нужно добавить освещение.

Вспышка «заполнит» тени и позволит получить более сбалансированный снимок. Можно использовать вспышку для усиления драматического эффекта на фотографии. Для этого нужно так направить вспышку, чтобы приглушить дневной свет.

Для привлечения внимания к конкретному предмету или участку, запечатленному в кадре, вам потребуется заполня­ющая вспышка. Например, ее можно применить для того, чтобы высветлить передний план пейзажа, сбалансировать яркость неба и земли рядом с камерой.

К вопросу творческого использования вспышки мы вернемся позже. Тогда же мы поговорим о вспышке как о техническом решении определенных фотографических проблем.