По завершении Тридцатилетней войны в Амстердаме была построена самая большая в Европе ратуша как знак силы и богатства города.

Первый камень ратуши был заложен в 1648 г. Первоначальный проект известного архитектора Якоба ван Кампена предполагал строительство монументального здания, но в том же году городской совет подключил к планированию Даниэля Стальперта.

С этого момента начались проблемы. Стальперт хотел пристроить большую колокольню к Новой Церкви (нид. Neuwe Kerk) XV в., расположенной в непосредственной близости к строительной площадке. Но поскольку средств на реализацию двух проектов не хватало, правительство отдало предпочтение ратуше.

В 1652 г. ратуша пострадала от пожара, и строительство колокольни было отложено до лучших времен, которые никак не наступали: колокольни у церкви нет до сих пор. Личный конфликт между Стальпертом и ван Кампеном так и не был разрешен, более того, только обострился, и в 1654 г. последний, отчаявшись, ушел в отставку. Поэтому дворец был закончен Стальпертом в одиночку.

Стиль Контрреформации

Барокко было культурным и художественным порождением католической Контрреформации, принципы и идеологические предпосылки которой оно выражало. Этот стиль, сосредоточенный на богатстве декора, силе воздействия художественных эффектов, театральности любого жизненного явления, был полной противоположностью протестантской строгости.

Однако, особенно в процветающих Соединенных Провинциях, в которых активнее всего развивалась протестантская мысль, барокко было с энтузиазмом воспринято крупной буржуазией, которая стремилась к демонстрации своей власти. Амстердамская ратуша, спроектированная голландским архитектором Якобом ван Кампеном, — яркий пример этого увлечения.

Чтобы поддерживать огромное здание барочных форм, в болотистую почву было вбито 13 659 свай. Камни для строительства, которые не получалось найти в равнинных Нидерландах, были завезены из-за границы.

В 1665 г. дворец, который тогда многие считали восьмым чудом света, был открыт в рамках торжественной церемонии. В то время Республика Соединенных Провинций Нидерландов состояла из семи провинций (также было распространено название «Семь объединенных провинций»).

Столь роскошной ратушей провинция Голландия показывала другим шести провинциям свое богатство, связанное в первую очередь с развитием торговли. В то же время голландцы с гораздо меньшей охотой тратили деньги на общественные дела.

Провинции никак не могли прийти к согласию по вопросу финансирования армии: после трагического опыта Тридцатилетней войны президент совета Голландии отказывался оплачивать военные расходы. Дело лошло даже до временной оккупации Амстердама правительственными войсками.

Король Людовик Бонапарт, правивший Голландией с 1806 по 1810 гг., был достаточно противоречивой фигурой. Он решил трансформировать ратушу в Королевский лворец, заставив городской совет переехать в Принсенхоф. Тем самым он инициировал процесс, который был закрыт только в 1935 г. с выплатой из государственной казны суммы в десять миллионов флоринов в качестве компенсации за конфискацию здания. В качестве короля

Людовик никак не проявил себя: он был марионеткой в руках своего брата, императора Наполеона I, которому он был обязан троном и возможностью удерживаться на нем. Личная жизнь короля также не была счастливой: он страдал от сифилиса и только изредка появлялся на публике, живя «гостем» во дворце, который не считал своим. После изгнания французов в бывшей ратуше разместился первый король Нидерландов, Виллем I.

В настоящее время главная резиденция королевы находится в Гааге, где со Средних веков размещается правительство (хотя столицей Нидерландов и является Амстердам). Но официальные мероприятия и государственные церемонии до сих пор проходят в Королевском дворце.

Если учитывать, что Королевский дворец изначально был ратушей, в которой размещались власти республики (к тому же протестантской), внутреннее убранство отличается необыкновенной роскошью. Голландскому духу больше отвечает символика дворцовых картин и скульптур.

  • Больше всего поражает своей роскошью Гражданский зал, в котором в 1966 г. состоялся бал в честь свадьбы королевы Беатрикс и Клауса фон Амсберга. Амстердам символически представлен скульптурой, в которой соединяются Небо и Земля.
  • Рембрандт направлял в общественный совет различные проекты фресок, которые систематически отвергались, но во дворце хранятся рисунки его учеников, например, Фердинанда Боля в Тронном зале.
  • Над входами в бывшие судебные комнаты размещены символические сцены, например, Аполлон, пытающийся примирить сражающихся галлов, или ящик с мышами перед судом по делам о несостоятельности.
  • Над дворцовым парадным подъездом возвышается статуя Мира, по традиции держащая ветвь оливы.
  • Во дворце проходят временные художественные выставки.
  • Площадь Дам (нид. Dam, что означает «дамба») дала городу имя и была свидетелем всех главных событий его истории. 4 мая каждого года короли Голландии от лица всей нации возлагают цветочные венки к Национальному памятнику — обелиску, достигающему 22 метров в высоту, — в память о жертвах Второй мировой войны.

В Гражданском зале можно увидеть Л монументальную статую титана Щ Атланта, в наказание держащего на своих плечах небеса. Высота фигуры Атланта достигает 6 метров. Чуть ниже располагается композиция Амстердамской Девы Марии.

Королевский Дворец в Амстердаме
Королевский Дворец в Амстердаме