Вот что написал баварский король Людвиг II, когда обдумывал проект замка Линдерхоф: «Совершенно необходимо создавать подобные райские постройки…» Сначала он намеревался копировать резиденцию в Версале, но затем решил отказаться от этого замысла и ограничиться финансированием элегантной королевской виллы. В этом сооружении ощущается страсть короля к музыке Рихарда Вагнера и традиционным сагам древних германцев, а также его восхищение французским королем Людовиком XIV, что очевидно даже в деталях. В этой вилле выражено стремление Людвига быть абсолютным властителем по божьей милости, как во времена Короля-Солнца.
Дворец, возведенный на развалинах имения Линдерхоф, не входил в число родовых поместий Виттельсба- хов. Около 1850 года отец Людвига Максимилиан II купил его у семьи Линдер (отсюда и название). Это был старый деревенский дом в долине Грасвангталь, который король превратил в охотничий домик. Людвиг ненавидел охоту, зато любил уединение, которое было ему обеспечено в этом месте. Поэтому он сначала приказал расширить, а затем снести здание, на месте которого в 1872-1876 годах построили дворец. Архитектору Георгу фон Дольману предоставили свободу в оформлении внешнего вида здания, но внутри каждая деталь была спланирована и выполнена под личным контролем короля.
Ладья в гроте Венеры
В XIX веке среди строителей неоготических замков вошло в моду создавать искусственные гроты в парках. Самым знаменитым из них стал грот Венеры во дворце Линдерхоф, который Людвиг приказал окружить искусственным водоемом и водопадом, находясь под влиянием одной из сцен в первом акте оперы «Тангейзер» Рихарда Вагнера. Для того чтобы отражения в воде стали еще более живописными, он дважды посылал доверенного человека на остров Капри для изучения игры света в Лазурном гроте.
Для освещения грота король установил ряд электрических генераторов, изобретенных в 1866 году Вернером фон Сименсом. Луиза фон Кобель писала: «Посещения грота королем обычно происходили ночью и по четко продуманному плану: сначала король кормил двух лебедей, привезенных на это место, затем садился в ладью в форме позолоченной и посеребренной раковины, которая передвигалась по воде благодаря спрятанному внутри механизму. Во время плавания пять разноцветных лампочек загорались и гасли одна за другой в строгой последовательности».
Семь проектов для «замка»
• 1869 год: представление семи проектов для замка Линдерхоф, составленных под руководством архитектора Георга фон Дольмана.
• 1870 год: добавлено одно крыло к охотничьему домику Максимилиана II.
• 1872-1876 годы: строительство замка и оформление его интерьеров архитектором Францем Зейтцем.
• 1876-1878 годы: строительство хижины Хундин- га, Мавританского павильона и Марокканского домика, завершение грота Венеры (1878 год, ландшафтный архитектор Август Диригль) и парка (по проекту Карла фон Эффнера).
Стол Людвига
В вестибюле установлена конная статуя короля Людовика XIV. Интерьеры кажутся перегруженными золотом и шелком: в так называемой Гобеленовой комнате доминируют гобелены, специально созданные для королевского двора; зал приемов с письменным столом короля настолько переполнен позолоченными украшениями, что посетитель не знает, куда отвести взгляд, чтобы дать отдых глазам. В Лиловом и Розовом кабинетах висят портреты французских придворных дам эпохи Людовика XIV. Зеркала в одноименном зале отражают до бесконечности резные и позолоченные украшения.
В Обеденном зале сохранился подъемник, так называемая «скатерть-самобранка» — благодаря этому устройству слуги накрывали стол в нижнем помещении и затем поднимали его наверх, где король обедал. Часто Людвиг приказывал накрывать стол на нескольких человек, хотя, как всегда, ел в полном одиночестве и во время еды произносил длинные монологи из бесед французской знати, которые вычитал в книгах воспоминаний.
Прогулки по парку
Людвиг, который с презрением относился к Мюнхену и другим городам королевства, любил прогуливаться в одиночестве на лоне природы, погрузившись в мир грез. Замок Линдерхоф, находящийся в удаленной горной долине, был для него идеальным местом.
Мавританский павильон в глубине парка использовался для получения королем особого рода удовольствий: здесь он воображал, что погружается в таинственный мир арабских сказок.
• Сады вокруг виллы, украшенные фонтанами, расположены в виде террас и ведут в ландшафтный парк.
• В Мавританском павильоне, построенном первоначально архитектором Карлом фон Дибичем для предпринимателя Штроусберга, был установлен трон с павлином на спинке. Когда Людвиг сидел на троне, слуги, одетые в настоящие или стилизованные арабские костюмы, должны были возлежать перед ним на ковре, как принято на Востоке. Для полного правдоподобия король заставлял слуг курить кальян.
• В Марокканском домике король приказывал подавать печенье с финиками.
• Хижина Хундинга была названа по имени персонажа из оперы «Валькирия» Рихарда Вагнера. Здесь Людвиг спал ночью на медвежьей шкуре в окружении прислуги, переодетой в древних германцев.