Центральное и самое большое пространство дворца отведено Каменному залу, предназначенному для проведения торжеств и созданному по проекту Франсуа де Кювилье Старшего, с декоративной лепниной и фресками, выполненными Иоганном Баптистом Циммерманом (1680-1758).
Среди помещений обоих крыльев здания, в которых частично сохранилось декоративное убранство в стиле барокко, выделяется так называемая Галерея красавиц, собрание из 36 портретов прекрасных женщин, заслуживших восхищение (и любовь) короля Людвига I.
Он и заказал их портреты художнику Йозефу Карлу Штилеру. Среди картин — великолепный портрет танцовщицы Лолы Монтес, которая заставила покачнуться королевский трон.
Непомерные траты Людвига на содержание танцовщицы-иностранки послужили предлогом для начала революции 1848 года, причины которой, конечно же, были иными и более глубокими, но, как это часто происходит в подобных ситуациях, такого рода примеры становятся хорошим поводом для пропаганды.
Зеркальная галерея в Версале показалась Людвигу слишком короткой и недостаточно торжественной для отведенной ей роли. Архитектор Георг фон Дольман и художник Эдуард Швойзер были посланы во Францию, чтобы рассмотреть галерею вблизи и лучше понять ее «суть».
Вернувшись, они построили салон, сделав его длиннее, украсили помещение с невообразимой роскошью, выбрав для его освещения 1800 свечей. Король по ночам проверял, как продвигается строительство, после чего оставался ночевать в старинном монастыре на острове, который назывался «Старый замок».
Триумф итальянского барокко Генриетта Аделаида поручила итальянским архитекторам — Агостино Барелли, Энрико Дзуккалли, а также швейцарцу Джованни Антонио Вискарди строительство своего большого загородного дворца.
Как и многие архитектурные и городские произведения в Центральной и Восточной Европе, Нимфенбург является в основном результатом работы людей, которые перенесли через Альпы вкусы и технические методы стиля барокко с Апеннинского полуострова.
Практически неизвестные у себя на родине, эти «эмигранты» отличались не только большим, часто выдающимся талантом, но и гибкостью мысли, что позволило им привить собственные эстетические и профессиональные убеждения местным традициям и при этом зачастую создавать настоящие шедевры. Ярким примером служит Нимфенбург, особенно в его наиболее старых и выразительных постройках.
Работы по возведению дворца в Херренкимзее продолжались до 1885 года. Часто глубокой ночью Людвиг II приплывал на лодке, чтобы при свете факелов наблюдать за ходом стройки. Но когда затраты на строительство достигли астрономической цифры в 16 миллионов золотых марок, баварское правительство отказалось вкладывать деньги, и замок так и остался незавершенным.
Эксцентричный король прожил в своем «новом Версале» только девять дней, потому что как раз в это время кабинет министров объявил его душевнобольным, после чего Людвиг был отстранен от власти. Вскоре, 13 июня 1886 года, король умер при загадочных обстоятельствах.
Превзойти роскошь и великолепие оригинала Большая часть помещений дворца была построена в строгом соответствии с моделью Версаля, но с амбициозным стремлением превзойти его по грандиозности и великолепию. Так, роскошная парадная лестница в Херренкимзее воспроизводит Лестницу послов в резиденции французских королей, разрушенную в 1752 году.
Проект конституции
Позднее, в 1948 году, в помещении обеденного зала дворца собралась специальная комиссия, которая по поручению правительства должна была разработать в основных чертах новую конституцию страны. Через 13 дней после оживленных дискуссий эксперты создали «Проект конституции в Херренкимзее». Этот документ послужил базой для основного закона Федеративной Республики Германии, утвержденного в 1949 году.
Великолепные залы и королевские ритуалы
Не только парадная спальня и Зеркальная галерея, но и остальные помещения дворца выполнены по модели Версаля.
Баварский король Людвиг II (1845-1886), обладавший богатым воображением, был очарован французским королем Людовиком XIV (1638-1715), Королем-Солнцем. Людвига интересовали не политические особенности абсолютной монархии, а «сама идея», которая должна была воплотиться в Херренкимзее — «Храме Славы». Прежде всего баварскому посольству во Франции было поручено собрать огромное количество рисунков и книг, затем Людвиг захотел воссоздать некоторые залы Версаля как театральные сцены, наконец, он лично поехал во Францию, чтобы изучить в деталях оригинал. Баварский король был особенно поражен парадной спальней, устроенной в самом центре дворца, в которой во времена Людовика XIV, строго по протоколу, происходил ежедневный ритуал пробуждения его величества. Многим дворянам, что могли (или должны были) присутствовать при этом, объявлялись новые указы короля. Этот придворный обычай очень понравился Людвигу, и за три года до строительства замка он уже заказал краснодеревщику подобную кровать для королевской спальни.
• Все, что король Баварии считал важным в жизни, сейчас хранится в Музее Людвига: его крестильная рубашка, коронационная мантия, эскизы нереализованных проектов, например Зимнего сада, и даже его посмертная маска.
• Огромный Зал стрелков назван в честь личной охраны короля.
• Второй при входе вестибюль имитирует так называемый Зал бычьего глаза в Версальском дворце.
• Рядом с парадной спальней устроен Зал совета с элегантной меблировкой.
• Как и в Версале, Зеркальная галерея находится между Залом мира и Залом войны.
• Особой роскошью отличается личная спальня короля Людвига, которая освещалась шарообразной лампой с голубым светом, любимым цветом короля.
• Для своего кабинета Людвиг заказал копию письменного стола Людовика XV, правнука и наследника Коро- ля-Солнца.
• Король вкушал пищу без присутствия лакеев, благодаря специальному подъемному устройству типа «скатерть-самобранка», при помощи которого блюда доставлялись в обеденный зал прямо из расположенной внизу кухни.