Сколько помнит себя человек, столько он поклоняется всесильной матери-природе. В давние времена в большей части царств Малой Азии, и особенно во Фригии, почитали богиню-мать Кибелу. Греческие колонисты селившиеся, прежде всего, вдоль побережья Эгейского моря привезли с собой почитание Артемиде, которая покровительствовала ремеслу охотников, была богиней гор, лесов, защитницей целомудрия и помощницей рожениц. В свою очередь поклонение Кибеле проникло из Малой Азии в Грецию. Правда эллины отождествляли ее с Реей – критской матерью Зевса и обычно называли «великой матерью богов».
Постепенно поклонение Кибеле отмирало в Анатолии и на смену ему пришло поклонение Артемиде – богине плодородия и матери сил земли. На статуях она все чаще стала изображаться многогрудой. Ее святилища обычно строились в заросшей травами болотистой местности, которое символизировало плодородие божества. Но эти святилища чаще всего сооружались из дерева и очень быстро разрушались.
Понятно, что замена Кибелы на Артемиду, одного божества на другое, происходило постепенно. Одна из легенд повествует об Аттисе, возлюбленном Кибелы. Юноша дал обет верности своей избраннице «отроком быть навсегда», но не смог сдержать обещание. Кибела пришла в ярость. Раскаиваясь Аттис оскопил себя острым камнем, чтобы доказать свою преданность, после чего превратился в сосну. Весной жрицы Кибелы собирались в сосновых рощах, чтобы окропить деревья человеческой кровью. Это символизировало оживление и возрождение Аттиса, олицетворявшего пробуждение природы.
Отголоски этого кровавого ритуала мы видим и у богини Артемиды. Ее жрецами могли быть только кастрированные мужчины – Куреты. В «римском» Эфесе в их честь была названа даже одна из главных улиц города. Эти жрецы поддерживали неугасимый огонь в священных очагах, следили за соблюдение ритуальных традиций поклонения богам и прежде всего богине Артемиде. Во время своих обрядов Артемиде юноши доводили себя до ритуального экстаза и оскопляли друг друга. Те, кто оставался в живых после этой процедуры, продолжали служить богине, облачившись в женские одеяния. Вот такие времена, вот такие нравы.
Когда Эфес захватил лидийский царь Крез, было решено воздвигнуть Артемиде вместо скромных деревянных сооружений огромное каменное святилище. Средства для строительства пожертвовал сам баснословно богатый правитель. После кончины первого зодчего храма Херсифрона, который предложил строить святилище из мрамора, над святилищем работало еще два поколения архитекторов. Возведение культовой постройки длилось 120 лет и закончилось в 430 году до н.э. Учитывая сейсмическую активность региона и следуя традициям поклонения Артемиде местом для строительства храма был выбран заболоченный участок под холмом Аогас. Напомним, что на вершине этого холма находился в те времена город Эфес, а «римского» Эфеса на берегу Эгейского моря еще не существовало (см. материал «По следам древних эфесцев»). Архитекторы древности справедливо считали, что мягкие болотистые почвы будут смягчать колебания земли во время землетрясений. Более того под храмом выкопали глубокий котлован и заполнили его смесью древесного угля и шерсти – своеобразной подушкой толщиной несколько метров.
Для доставки по вязким болотистым почвам тяжелых блоков и мраморных колонн архитектор Херсифрон предложил в торцы колонн вбивать металлические стержни, а на них уже надевать колеса и соединять их с оглоблями быков. Простое и гениальное решение. Работа над строительством храма была очень сложной и иногда сама богиня Артемида помогала зодчему. Говорят, несмотря на все усилия Херсифрон не мог уложить на нужное место каменную балку у порога храма. Артемиде пришлось вмешаться, и за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.
В итоге храм вышел на славу, его ширина составляла 51 метр, длина 105 метров, высота колон достигали 18 метров. Святилище Артемиды было украшено кедром и кипарисом, золотом и драгоценными камнями. Внутри храма было установлено изваяние Артемиды высотой 15 метров, изготовленное из черного дерева и слоновой кости.
В ту ночь, когда рождался будущий великий полководец Александр Македонский, Артемиды не было в своем храме, она помогала рожать матери Александра. И именно в эту ночь житель Эфеса Герострат поджег храм Артемиде. Он сделал это с безумной целью увековечить свое имя таким преступным образом. Храм полностью сгорел, но среди пепла была найдена неповрежденная статуя Артемиды. Жители Эфеса посчитали это чудом и решили возвести новый храм на месте старого.
На этот раз строительство шло быстро, что называется «по-накатанному», ибо во время возведения храма уже не требовалось придумывать новые технические приемы. Следовало лишь повторить еще раз все сделанное ранее. Так и поступили, правда, в еще больших масштабах. Новый храм Афродиты достигал 109 метров в длину, 50 метров в ширину, а 127 огромных 20-метровых колонн окружали его в два ряда. Кстати, именно этот храм был признан в древнем мире третьим (из семи) чудом света.
Восстановление такого грандиозного сооружения требовало колоссальных средств, и жители Эфеса собирали деньги на строительство храма всеми возможными способами. В это время к Эфесу подошла армия полководца Александра Македонского, который в знак уважения к святилищу, вызвался оплатить все траты на его восстановление. Чтобы отблагодарить Александра Великого за его щедрость, эфесцы решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у художника Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке. Интересный факт. Готовая картина показалась жителям города настолько совершенной, что они очень щедро рассчитались с мастером, заплатив ему за работу 25 талантов золота. По весу это соответствует 600 килограммов золота, что является своеобразным рекордом – мир до сих пор не знает художника, чья картина стоила бы так дорого.
Но судьба нового храма была столь же печальной, как и первого. В 263 году нашей эры произошло нашествие готов, которые разграбили святилище. Следующий удар произошел в 391 году, когда Феодосии I запретил проведение языческих культов в Римской империи. Но культ Артемиды в Эфесе был настолько сильным, что он просуществовал еще два столетия, пока окончательно храм не был заброшен после разрушительного землетрясения. Помогали забвению культа Артемиды и христиане, которые поднимали толпы фанатиков против всего, что олицетворяло прошлое.
Мраморную облицовку храма Артемиде растащили на другие постройки, была разобрана и крыша, что нарушило устойчивость конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что когда-то спасало храм от землетрясений. Еще через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы самого красивого храма в мире. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
Наступала эра культа новой богини-матери, имя ее – Мария. Люди все чаще искали заступничества, помощи и спасения у Девы Марии и ее сына Иисуса Христа. Эфес и здесь оказался впереди планеты всей… Эфесские епископы на месте древнеримской базилики, что находилась вблизи гавани в «римском» Эфесе, построили в V веке церковь Святой Богородицы. Это строительство было приурочено проведению в Эфесе Третьего Вселенского собора. Надо сказать, что Христианская Церковь в процессе своего создания сотрясалась от расколов и конфликтов. Споры между отцами церкви обычно решались на собраниях, носивших название Вселенских соборов. На этих соборах решались вопросы об истинных догматах вероучения и осуждались люди, отклонившиеся от них. Проведение в 431 году н.э. Третьего Вселенского собора назрело ввиду того, что архиепископ Несторий утверждал, что Мария родила не Бога Иисуса Христа, а лишь человека. Поэтому термин «Богородица», по его утверждению, был не совсем корректным по отношению к матери Христа. Разбираться с этим вопросом решили в Эфесе. И это не случайно, поскольку именно здесь проходило зарождение нового культа богини-матери, поклонение Деве Марии. Именно здесь, в Эфесе Дева Мария провела последние годы своей жизни, а возможно здесь и умерла.
Третий Собор, как и планировалось, провели в здании новой, только что построенной церкви, а его итогом стало закрепление за матерью Иисуса Христа титула «Богородицы». Таким образом, Церковь Святой Богородицы в Эфесе стала первой в мире церковью в честь Богоматери. Руины храма сохранились до наших дней и доступны для посещения.
Надо сказать, что Богородицу многое связывало с Эфесом. Согласно одному из преданий перед распятием Христос поручил свою мать своему лучшему ученику – Иоанну Богослову. Когда в Иудее стал править Ирод, началось массовое гонение на христиан. В 43 году апостол Иоанн вместе с Девой Марией был вынужден покинуть Иудею и отправиться в Эфес.
На склоне горы Бюль-Бюль близ Эфеса в те времена поселились несколько христианских семей. Жили они или в пещерах или в землянках. Апостол Иоанн обустроил на склонах горы для Девы Марии небольшой каменный домик, где она провела последние годы своей жизни. Есть косвенные свидетельства того, что Богородица и умерла в Эфесе. Но так ли это доподлинно не известно. Вполне возможно, что Богородица перед смертью вернулась из Эфеса в Иерусалим. Ведь согласно официальным данным считается, что Мария до самого Своего Успения жила в Гефсимании, в дома апостола Иоанна. Как утверждается, там она и скончалась. И вскоре Ее пречистое тело было взято Господом на Небо. Когда на третий день после смерти Марии, апостолы открыли ее гроб, то обнаружили в нем только погребальные покровы.
Сегодня дом Девы Марии в Эфесе – это часовня, которая стоит над остатками дома I века нашей эры. Католическая церковь официально не признала это место аутентичным, но визиты сюда нескольких пап – Павла VI (1967 г.), Иоанна Павла II (1979 г.) и Бенедикта XVI (2006 г.) говорят о неподдельном интересе Ватикана к домику Марии. Интересна история его обнаружения. Немецкая монахиня, прикованная к постели неизлечимым заболеванием, была известна своими видениями. В одном из них она увидела место, в котором Богородица провела последние годы жизни. Свое видение монахиня подробно описала и опубликовала. В 1890 году книга монахини с ее видениями попала в руки сестер милосердия французского госпиталя в турецком городе Измире. Их настоятельница, Мари де Манда-Грансе, заинтересовалась описанием дома Девы Марии и попросила священника, отца Юнга, проверить видение и найти домик.
Отец Юнг без труда нашел полуразрушенный дом Богородицы, а настоятельница впоследствии выкупила участок, где он был построен, и провела реставрационные работы. Сейчас это место принадлежит Обществу Дома Девы Марии, где вместе сотрудничают и мусульмане, и христиане. Ежегодно 15 августа в День Успения Богородицы в домике Девы Марии проходят памятные богослужения. Возле дома Девы Марии есть стена желаний со множеством записок с просьбами паломников к Богородице и источник святой воды.