Буду сразу категоричен – заезжать во Флоренцию на один день НЕЛЬЗЯ. Это все равно, что дать любителю мороженного в жаркий летний день один раз лизнуть его любимый пломбир. Послевкусие останется, но не утолит его желание насладиться как НАДО любимым десертом. Так и заехав на несколько часов во Флоренцию, ценители прекрасного просто не успеют насладиться бессмертными шедеврами гениальных мастеров, впитать в себя дух великой эпохи Возрождения. Микеланджело, Леонардо да Винчи, Никколо Донателло, Данте Алигьери, Бенвенуто Челлини – все эти гениальные творцы жили и создавали свои бессмертные произведения именно ТУТ.
Туристу, который хочет побывать во Флоренции, надо вспомнить, что в советские времена туризм был спортом, с присвоением разрядов за успехи в этой дисциплине. Тогда существовало даже звание «мастер спорта по туризму» за особые отличия. Во Флоренции организованному туристу надо быстро бегать, еще быстрее соображать, преодолевать препятствия в виде толп и очередей и при этом бдительно следить за утекающими минутами, чтобы не потеряться и не отстать от своей группы. И, конечно, успеть сфотографировать самое интересное…
Есть много людей, которые терпеть не могут организованные туристические группы, в которых все туристы бегут и всё расписано по минутам. И я их чудесно понимаю. Но посетить Флоренцию или Рим и успеть посмотреть города-музеи по максимуму, как это делают в туристических группах, вряд ли получится самостоятельно. Опытные гиды проводят свои группы мимо заторов и бесконечных очередей, они знают много приемов, о которых не знают толпы ошалевших от красоты людей… Ну, а для меня вопрос: увидеть многое с группой и хорошо при этом побегать или увидеть малую часть того, что можно было бы, но в спокойном, неспешном ритме, решается в пользу первой позиции.
Итак, мы в прекрасной Флоренции, основанной римлянами в I веке до н.э. и раскинувшейся на берегах реки Арно. Название города с латинского переводится как «цветущая». Именно такое название присвоили поселению его отцы-основатели и пожелали новому городу расцвета и развития на плодородной равнине Тосканы.
Начать экскурсию по этому чудо-городу лучше всего с площади Микеланджело, которая расположена на холме и славится великолепными панорамными видами — отсюда во всей красе можно увидеть главные достопримечательности города. Площадь была создана в XIX веке во время масштабной реконструкции Флоренции и названа в честь непревзойденного Микеланджело. В 1873 году на площади была установлена копия скульптуры «Давид» Микеланджело и еще четыре копии творений этого знаменитого скульптора Эпохи Ренессанса.
Именно отсюда, с площади, любуясь красотой города и окружающих холмов можно попытаться постичь причину, почему Флоренцию называют «городом цветов», который распустил свои прекрасные лепестки среди живописных равнин и холмов Италии. А еще определить Сакральный центр города – центр притяжения всех, кто сюда приезжает – величественный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо).
Собор и его Купол давно уже является визитной карточкой Флоренции и самой известной достопримечательностью города. Попасть сюда «наскоком» не получится. Купить билеты внутрь собора можно только он-лайн по системе вчера на сегодня. Толпы рыскающих туристов с целью «хотя бы заглянуть» не оставляют никаких шансов увидеть художественные жемчужины собора «Оплакивание Христа» Микеланджело и «Мария Магдалина» Донателло. Но и без этих шедевров есть, что посмотреть…
Собор — один из пяти грандиозных храмов мира, который способен вмещать до 30 тысяч прихожан. Идя к собору по узким средневековым улочкам города, видишь как медленно «надвигается» на тебя это громада, подавляя своими размерами и величием. Можно только представить какое впечатление производил собор на средневековых жителей Флоренции. Строительство храма длилось несколько столетий под руководством нескольких прославленных архитекторов. Великолепная архитектура собора не уступает величию и роскоши внутреннего убранства.
Его своды отделаны фресками XV века, невероятный по красоте фасад декорирован мраморными барельефами, красный купол как будто парит над городом. Кстати, до сих пор не разгадан секрет строительства гигантского кирпичного купола собора — самого большого в мире. Известно также, что над выходом из храма установлены необычные часы — их стрелки будто бы двигаются в обратном направлении, безошибочно показывая «юлианское время» (не видел это чудо и не представляю как это возможно).
Примыкает к собору Санта-Мария-дель-Фьоре колокольня Джотто. Это прекраснейшее сооружение Флоренции носит имя одного из своих создателей и составляет часть архитектурного ансамбля знаменитого собора Дуомо.
Великолепная колокольня, богато украшенная резными плитами и барельефами из зеленого, розового и белого мрамора, возносится в небо на высоту 85 метров, что делает ее смотровой площадкой, откуда открывается потрясающий вид на весь город. Но для того, чтобы взглянуть на Флоренцию с высоты птичьего полета потребуется преодолеть 414 ступеней.
Рядом с собором Санта-Марии находится Баптистерий — старейшее здание Флоренции, которое отсчитывает свою историю с V столетия. Но современный вид оно приобрело в XI-XII веках, когда его фасад облицевали бело-зеленым мрамором. Под сводами баптистерия Сан-Джованни принимали христианскую веру представители могущественного семейства Медичи и великий Данте, а также многие известные горожане.
Главная архитектурная доминанта здания — восточные ворота с 10 золочеными панелями на библейские темы. Легенда гласит, что Микеланджело, пораженный красотой этих ворот, назвал их «Райскими воротами».
Соборная площадь с собором и колокольней Джотто, а также площадь Святого Иоанна с Баптистерием образуют Сакральный центр Флоренции, куда сходятся улицы и переулки города и откуда в различных ракурсах открывается необыкновенное зрелище: великолепие Собора, элегантность Колокольни и гармония Баптистерия. Этот архитектурный комплекс, наследие, символ богатства и амбиций средневековой Флоренции является величайшей гордостью всех поколений флорентийцев.
Гордятся горожане и мостом Понте Веккьо — старейшим мостом города, который был построен в 1345 году в самом узком участке реки Арно. Одновременно мост является и главным украшением города. История этого сооружения удивительна, как и его необычный вид. Сначала на нем появились лавки мясников, но их оказалось больше, чем могла вместить длина моста и по бокам моста стали пристраивать дополнительные торговые места, которые выпирали с его боков. В середине XVI века на смену мясникам пришли ювелирные мастера, и Старый мост получил соответствующее название — Золотой. Вскоре сам мост стал частью специального коридора Вазари, созданного для герцога Козимо I, чтобы правитель мог беспрепятственно попасть в Палаццо Веккьо, где он работал и безопасно вернуться в Палаццо Питти, где он жил. Проход соорудили прямо поверх лавок ювелирных мастеров и украсили картинами Тициана, да Винчи, Джотто и еще несколькими сотнями произведений мастеров XVI-XVII столетий.
В наши дни прогулка по коридору Вазари возможна только за отдельную и немалую плату. Под коридором Вазари открыт арочный проход XVI века для простых смертных. Там естественно, не протолкнуться.
(Продолжение следует)
СМОТРИТЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УКРАИНЕ» НА МОЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ: «https://t.me/+Opz-Ntl_6e05YzAy