Поселение здесь основано в железном веке. Торговля с греческими купцами из Марсилии (современный Марсель) принесла Сен-Реми-де-Прованс благосостояние. Городок стоял на перекрестке торговых путей. В давние времена он был окружен стеной с мощными бастионами, сейчас от укреплений осталась только небольшая цитадель.
У въезда в город видны развалины античного Гланума, основанного галлами и испытавшего заметное влияние древних греков и римлян. Здесь находятся знаменитый мавзолей Юлиев и триумфальная арка. Археологические находки выставлены в музее Отель-де-Сад.
После падения Римской империи городок продолжал процветать, о чем свидетельствуют романский монастырь Сен-Поль-де-Мозол, основательные средневековые дома на Рю-дю-Параж, коллегиальная церковь Сен-Мартен, перестроенная в 1821 году, многочисленные виллы периода Бель- Эпок («прекрасная эпоха», рубеж Х1Х-ХХ веков), когда Сен-Реми стал модным курортом.
Пшеничные поля Ван-Гога
Здесь можно любоваться бескрайними полями пшеницы — геми, что рисовал Ван-Гог, оливковыми рощами и виноградниками, слушать звон цикад, напоминающий летом о поэтах романтической школы Фелибриж, избравших своей эмблемой прованскую цикаду — маленького, но обязательного спутника здешних прогулок.
Это литературное движение было основано в середине девятнадцатого века поэтом Фредериком Мистралем, ратовавшим за защиту и сохранение провансальского наречия (движение за признание его не диалектом, а отдельным языком существует до сих пор) в литературе и в официальном употреблении.
Спускаясь по улочке весной, еще можно видеть стада, отгоняемые пастухами на горные пастбища, а летом — поприсутствовать на празднике Каррето Рамадо: костюмированной процессии, возглавляемой телегой, украшенной листьями, цветами, плодами урожая, согласно старинной крестьянской традиции.
Дети играют у фонтана Нострадамуса, старики ведут неспешную беседу, усевшись под каштанами на площади Фавье. Кто никогда не пробовал персиков из Сен-Реми, тот не знает аромата и вкуса солнца.
От стены, которая раньше окружала дом и дворик, остались только ворота. Сен-Реми околдовывает сетью своих улочек и проулков, зелеными площадями, подобными Рю-Эстрин, Пляс-Турте или Рю-Ош, где и стоит лом Нострадамуса. Фонтан на Рю-Карно работы Амбруаза Лиотара открыт в 1814 году в память о великом астрологе.
В Сен-Реми множество музеев: музей бывшего монастыря Сен- Поль-де-Мозол, где жил Ван Гог с мая 1889 по май 1890 года, музей Эстрен с ценной коллекцией современного искусства, Этнологический музей Альпий, музей-мастерская живописца Мишеля Жуэна в древнем монастыре Тринитариев.
Музей Эстрин расположен в одноименном особняке XVIII века, прекрасном образце провансальской архитектуры. Его коллекция насчитывает более тысячи картин и рисунков XX и XXI веков: Венсан Бьюле, Бернар Бюффе, Альбер Глейз (живший в Сен-Реми с 1939 года до самой смерти в 1953 году), Эжен Леруа и Поль Ребейроль.
Центр Винсента Ван Гога, расположенный в этом же музее, — это мультимедийное образовательное пространство, посвященное художнику, который проживал здесь с 8 мая 1889 по 20 мая следующего года. Здесь можно много узнать о жизни и творческом пути величайшего из художников, связанных с Сен-Реми-де-Прованс.