Мы заехали в город Конья по дороге в Каппадокию. И хотя посещение этого древнего города никак не связано с темой знаменитого природного заповедника, рассказать о Конье стоит. Прежде всего, это один из древнейших городов Турции, который сегодня является седьмым городом по величине и, наверное, входит в пятёрку объектов по значимости в мусульманском мире.
На фото: расстояние от Анталии до Коньи около 270 километров.
Город очень древний, первые поселения здесь относят к 7 тысячелетию до н.э. Конья был известен еще во времена Римской империи и упоминается в Библии под названием Иконион. В 1076 году Султан Сулейман Шах объявил Конью столицей Сельджукского государства, которой она оставалась больше 300 лет, до 1277 года. В то время город был центром персидской культуры. Здесь жил и работал Омар Хайям, но известен Конья, прежде всего, тем, что здесь в XIII веке жил знаменитый в исламском мире поэт и философ Мевляна Джалал ад-Дина Руми. Его часто называют просто Мевляна, что в переводе с арабского означает «наш господин».
На фото: фонтан для омовений у мечети, могилы дервишей с папахами на могильных стелах.
Известен Руми прежде всего как вдохновитель и основатель дервишского ордена «Мевлеви» — самого влиятельного в Османской Турции и существующего до сих пор ордена крутящихся дервишей, в который входили, кстати, и многие султаны. Прославился орден ритуалом «Сэма», во время которого крутящиеся на месте дервиши входили в транс для достижения единства с Богом. Во время мистического обряда танцоры читают стихи своего вдохновителя, утверждающие безусловную ценность каждой человеческой личности вне зависимости от ее происхождения и социального статуса.
В османское время Конья был центром дервишей и святым городом, куда сходились многочисленные паломники для проведения своих ритуалов. После смерти Мавляны в Конье был построен мавзолей, где похоронен сам поэт и основоположник суфийского ордена Мевлеви, его отец, жена, дети и выдающиеся Шейхи ордена. Рядом возник монастырь, здесь была построена мечеть, шадирван или фонтан для омовений, библиотека, кельи и семаханы (залы, где дервиши исполняют свои ритуальные танцы). Снаружи на территории комплекса разбит небольшой сад, на клумбах много захоронений известных людей, причем на могильных стелах мужчин установлена высокая папаха, на стелах женщин таких папах нет.
В 1925 году первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк решил, что дервиши мешают модернизации страны и ограничил деятельность суфийских орденов, а монастырь Руми был превращен в музей. Лишь в 1957 году был восстановлен в правах старинный орден, и с тех пор крутящиеся вокруг оси дервиши в длинных одеждах и высоких войлочных шапках и их необычные танцы считаются одной из главных достопримечательностей Турции. Сегодня танец дервишей – это визитная карточка страны, ее национальная отличительная особенность, точно такая же, как знаменитый гопак в Украине или лезгинка в Грузии. Ежегодно в середине декабря в Конье проводятся фестивали дервишей Шеб-и-Аруз. Музей Руми продолжает функционировать, в бывших кельях монастыря экспонируются личные вещи Мевланы, предметы быта того времени, знамя ордена дервишей, музыкальные инструменты и др.
В настоящее время музей является вторым по прибыльности после султанского дворца «Топкапы» в Стамбуле. Конья — место паломничества сотен тысяч турок и обязательная к посещению достопримечательность для всех любителей средневековой истории. Паломников привлекает, прежде всего, мавзолей над могилой Мевляны Руми и его отца. В 1396 году точно над их саркофагами был возведен конусообразный купол с фаянсовым покрытием изумрудного цвета. Сами захоронения покрыты парчой, вытканной серебряными и хлопковыми нитями. Золотом по парче нанесены суры из Корана и изречения самого Мевляны Руми.
Со дня смерти поэта и основателя ордена крутящихся дервишей Джелаледдина Руми прошло более 800 лет. Но до сих пор его труды вызывают широкий отклик в умах и сердцах миллионов людей по всему миру. Вот несколько высказываний выдающегося поэта, которые остаются актуальными и сегодня:
«Дружите с умными, ибо друг дурак
Порой опаснее, чем умный враг.»
«Тишина — язык Бога, все остальное — плохой перевод.»
«Будь либо так близко, чтобы тебя могли удержать, либо далеко, чтобы тебя могли забыть.»
«Это очень тонкое понятие: всё, что вы любите и есть вы.»
«Ты любишь себя, восхищенный собой,
Ты крепкой стеной от меня огражден,
Ты сам — та преграда, ты сам — тот заслон.»
«А что до мысли — от ее игры
Порой зависят целые миры.»
«Я встречал много людей, у которых не было одежды. Я встречал много одежд, внутри которых не было людей.»