Когда перед строительством 300-комнатного дворца Израэля Познаньского архитектор спросил хозяина, в каком стиле строить, то услышал в ответ: «Что значит «какой стиль»? Все стили. Денег хватит, плачу».
Примерно так же вел себя и его сын Мориц, который однажды решил выстлать пол огромного зала золотыми рублями. Но какой стороной класть — кверху орлом или же профилем императора? Говорят, он даже обратился с этим вопросом к Николаю II. Тот посоветовал класть монеты ребром, и на этом идея заглохла.
Впрочем, это анекдоты. Но если Познаньский был вторым в городе производителем ткани после Шайблера, то его дворец по роскоши не имел конкурентов. В свое время это оценили власти, и здесь располагалась воеводская управа, а теперь Музей истории города (ул. Огродова, 15).
Описывать интерьеры, которыми окружил себя богач, нет смысла — это надо видеть. Здесь регулярно устраивают тематические выставки, посвященные выдающимся лодзинцам — Тувиму, Реймонту, Рубинштейну и многим другим. Рядом с дворцом — ткацкая и прядильная фабрики, дома для рабочих, больница — то есть примерно такой же комплекс, какой возвиг на Ксенжем Млыне Шайблер.
Теперь городские и воеводские власти работают в другом дворце — Юлиуша Хайнцля (Пётрковска, 104). Его бывший хозяин разбогател довольно необычно. Когда в середине позапрошлого века разразился промышленный кризис, то Хайнцль спровоцировал бунт ткачей, которые стали громить станки на фабрике конкурента. Это ему сошло с рук, и в результате он разбогател, купил титул барона, а заодно и огромные владения в северной части города
До сих пор один из районов Лодзи называют в его честь Юлиановом. Однако символика на фасаде дворца, которая, согласно тогдашней традиции, повествует о роде занятий хозяина и источниках его богатства, об этом эпизоде умалчивает. Дом увенчан аллегорическими фигурами женщин с эмблемами промышленности и торговли, что, собственно, было справедливо для любого здешнего богача.
Возвращаясь с прогулки по Пётрковской, стоит свернуть к площади Звыченьства (победы), где когда-то построил свой дворец Кароль Шайблер. Он купил землю у Водного Рынка, где теперь парк, и построил прядильную фабрику. Его двухэтажный дворец, конечно, не сравнить с хоромами Познаньского, но зато именно здесь находится Музей кинематографии.
Любителей кино тут ждет немало интересного, в том числе декорации, которые напомнят о знаменитом фильме «Ва-банк». Кстати, Лодзь называют столицей польского кино, здесь расположены несколько студий, а также Высшая школа кино, где учились, например, такие мастера, как Анджей Вайда и Роман Полански.
Уникален и соседний парк Жрудлиско (жрудло — источник, а их там было много). Здесь можно посидеть под 300-летними дубами, полюбоваться платанами и кипарисами, которых больше нет нигде в Польше.
Назовем еще один полезный адрес старой Лодзи — гостиницу «Реймонт» (ул. Легионув, 81).Она стоит вблизи от тех мест, о которых писал Реймонт — дворец Познаньского, Пётрковска, старое кладбище с мавзолеем Шайблера,.. (кстати, железнодорожный и автовокзалы тоже близко).
Но и сама гостиница дает возможность почувствовать аромат старины. Построенная в 20-х гг. прошлого века для военного командования, она потом превратилась в гарнизонную гостиницу с офицерским казино, а сегодня, после реконструкции, открыта для всех.