Находясь в центре Рима, мы не сумеем миновать площадь Венеции. Она является главной транспортной артерией и самой оживленной частью города. Наше внимание непременно привлечет Витториано — грандиозное сооружение из белого известняка и мрамора, которое воздвигнуто в честь короля Виктора-Эммануила II — первого короля, которому удалось объединить Италию в единое государство.

Этот массивный архитектурный комплекс возводился 40 лет. Его венчает бронзовая скульптура короля на коне, позади которой выстроено здание с колоннадой. Сверху над колоннами здания установлены 16 статуй, которые символизируют все регионы Италии. Перед дворцом несет вахту почетный караул и горит Вечный огонь.

Витториано находится у подножия Капитолийского холма. Подняться на холм можно тремя путями, но наибольший интерес представляет Центральная лестница. Она была построена великим Микеланджело и украшена многочисленными скульптурами и статуями. Вершину лестницы венчают статуи легендарных братьев–близнецов Кастора и Поллукса Диоскуров, которые были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя.

Странность их происхождения подчеркивается маленькими шапочками на их головах, представляющими собой половинки лебединого яйца. Повзрослев, юноши приняли участие в походе аргонавтов и стали даже победителями Олимпийских игр (Кастор в беге, а Поллукс в кулачных боях). Статуи Диоскуров были найдены в 1583 во время раскопок театра в городе Помпеи.

На вершине холма раскинулась площадь Капитолия, спроектированная Микеланджело, а в ее центре установлена бронзовая статуя императора Марка Аврелия – единственная статуя из дошедших до нас, которая украшала когда-то древний Рим. Она сохранилась потому, что ее приняли за статую первого христианского императора Константина. По обеим сторонам площади находятся два дворца тоже спроектированные Микеланджело. Слева расположен Новый дворец, превращенный в Капиталийский музей – самое древнее публичное собрание ценностей в мире (открыт в 1471 году) с богатейшей коллекцией классических произведений из мрамора. Справа находится дворец Консерваторов, в котором находится представительство Римской коммуны.

Сенаторский дворец стоит в конце площади и был построен в 13 веке на развалинах Табулярия – Государственного архива Древнего Рима. Сегодняшний фасад Сенаторского дворца украшает лестница и фонтан работы Микеланджело. Фонтан окружают три статуи: Тибр и Нил по обеим сторонам и в центре сидящая богиня мудрости Минерва, позднее переименованная в богиню Рома.

Над Сенаторским дворцом возвышается Капиталийская Башня, построенная в 1579 году. На ее вершине установлена статуя богине Ромы и крест.

Если обойти Сенаторский дворец справа и спуститься вниз, то можно попасть на обзорную площадку, с которой открывается превосходный вид на руины Римского Форума.

Слева от Центральной лестницы Микеланджело расположена другая лестница, более крутая и не такая красивая, которая ведет не на площадь Капитолия, а к Базилике Санта-Мария-ин-Арачели. Она расположена на задах Капиталийского музея. На месте Базилики когда-то располагалась Сатурния – первое поселение, возникшее на территории Рима и окруженное, по-видимому, оборонительными стенами. На самом верху холма стоял храм Юпитера Капитолийского с тремя статуями – самого Юпитера, его жены Юноны и дочери Минервы. Храм Юноны располагался на холме чуть ниже как раз на том месте, где сегодня находится Базилика Санта-Мария-ин-Арачели. Точное его название — храм Юноны Монеты (Юноны Предостерегающей). В этом храме совершались жертвоприношения и жертвенными животными были гуси.

С этим местом связана известная история, дошедшая благодаря рассказу римского историка Тита Ливия о том, как «гуси спасли Рим». В 390 году до н.э. галлы под покровом ночи окружили Капитолийский холм и попытались захватить крепость, забравшись по отвесным склонам. Защитники крепости крепко спали, и даже собаки ничего не почуяли. Однако встревоженные гуси, которых, несмотря на острейшую нехватку продовольствия, до сих пор не съели, поскольку они были посвящены богине Юноне, громко загоготали и разбудили защитников Рима. Проснувшись, воины сбросили нападавших вниз и тем самым дали отпор врагу.

Кстати, именно здесь в храме Юноны были отчеканены первые римские деньги, откуда и пошло само слово «монета». Храм Юноны был построен в 345 году до н.э., и как полагают исследователи, на его фундаментах была построена Базилика Санта-Мария-ин-Арачели значительно позднее, в 13 веке.

Фасад Базилики Санта-Мария-ин-Арачели был сложен из кирпича, взятого из античных зданий построенных поблизости. Строители Базилики, конечно же, не собирались оставлять на фасаде храма голый кирпич, но работы по каким-то причинам так и не были закончены. Поэтому и сегодня мы по-прежнему имеем базовую кирпичную кладку с отверстиями для строительных лесов. Не красиво, зато внутри храм прекрасен. К нашему большому сожалению внутрь Базилики посвященной Деве Марии мы не попали.

Между Центральной лестницей Микеланджело и лестницей, ведущей к Базилике Санта-Мария-ин-Арачели, находится статуя Кола ди Риенцо — итальянского политического деятеля, уроженца Рима, сына трактирщика и прачки, который сумел получить хорошее образование и обладал качествами неплохого оратора. Он был страстным почитателем античности и последним народным трибуном, пытавшимся возродить величие Римской республики. Он был первым, кто страстно проповедовал идею отмены папства и объединению Италии. Этот политик XIV века не так известен, как Джузеппе Гарибальди, но заслуживает не меньшего почтения, как историческая личность, участвовавшая в освободительной борьбе за объединение земель Апеннинского полуострова.

Как было отмечено, нам не удалось побывать в Базилике Санта-Мария-ин-Арачели, зато мы посетили главную церковь иезуитов в Риме, Базилику Сан-Марчелло–Аль-Корсо, где похоронен основатель и покровитель их Ордена — Игнатий Лойола. История храма началась в 1551 году, когда Лойола принял решение возвести соборный храм для Ордена. Стиль церковного фасада представляет собой смешение стилей Возрождения и барокко — над разработкой фасада трудился сам Микеланджело, а доработкой позже занимались его ученики и последователи.

Внутреннее пространство храма оформлено лепниной с покрытием позолотой, а купол изнутри украшает фреска под названием «Триумф имени Иисуса». Убранство храма по-настоящему восхищает обилием декоративных элементов, росписи и мерцающей позолоты.

Церковь находится в центре города, недалеко от Пантеона и знаменита живописными композициями, на которых изображены «обманные» архитектурные детали, создающие незаметный глазу переход от реальной архитектуры к вымышленной, придуманной живописцем. Создателем этого чуда был Андреа Поццо, который был не только живописцем и архитектором, но и талантливый математиком, досконально владевшим искусством перспективы. Для росписи потолка он использовал специальные проекционные фонари, позволявшие переносить на плоскость нарисованные архитектурные детали и фигуры в нужном ракурсе. Благодаря этим фонарям Поццо создал роспись иллюзорного «купола» храма. Из-за недостатка средств купол над церковью так и не был возведен.

В нефе церкви экспонируется макет этой же церкви, созданный Поццо, а в нем барабан с куполом, разрисованный художником. Эту роспись из макета Поццо перенес на плоскую поверхность свода церкви и создал иллюзию ее подкупольного пространства.

Обзор всех достопримечательностей вечного города сделать невозможно, их многие тысячи и чтобы все увидеть необходимы многие месяцы, если не годы… Завершим мы наш рассказ о достопримечательностях Рима колонной Марка Аврелия. Это дорическая колонна, расположенная в Риме на названной в ее честь площади Колонны является одной из главных достопримечательностей столицы. Часто ее сравнивают с легендарной колонной Траяна, созданной в 113 году н.э. в честь победы императора над даками.

Император Марк Аврелий вошел в историю как победитель римлян над германскими и сарматскими племенами в период с 166 по 180 годы н.э. В память об этих победах и великом императоре Марке Аврелии римский Сенат решил создать монумент с выразительным барельефом. Строительство колонны длилось с 180 года до 193 год, а венчала ее статуя императора.

Высота монумента составляет 29,6 метров, пьедестала – 10 метров. Общая высота памятника – около 42 метров и состоит он из 27-28 блоков очень ценного каррарского мрамора диаметром 3,7 метра. Само сооружение полое, внутри расположена винтовая лестница со 190-200 ступенями, освещаемая за счет небольших узких окон-прорезей. Сегодня подниматься по лестнице колонны Марка Аврелия разрешено только обслуживающему персоналу памятника.

Барельефы колонны посвящены событиям войны с сарматами и германцами. Барельефы компании отделены друг от друга фигурой богини Победы со щитом. Головы фигур несколько увеличены, по сравнению с телами, что позволило резчикам по камню точнее передать выражения лиц воинов. Но при этом сами тела, облачение и оружие выполнены менее подробно. Несмотря на то, что колонну Марка Аврелия начали строить на 75 лет позднее, чем монумент Траяна между ними много общего. Например, использование каррарского мрамора, наличие внутри лестницы, схожая высота, но есть немало и отличий: высокий барельеф, схематичное изображение фигур воинов, иная игра света благодаря углубленной резьбе.

Колонна Марка Аврелия сфотографирована на фоне галереи Альберто Сорди, в которой сейчас располагается торговый центр.

СМОТРИТЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УКРАИНЕ» НА МОЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ: «https://t.me/+Opz-Ntl_6e05YzAy