Символом Еленя-Гуры, что значит «оленья гора», стал олень. Название связано с давней историей, когда князь Болеслав Кривоустый, охотясь в тех местах, ранил оленя и, преследуя его, забрался в такую глухомань, что вся дружина его долго искала. Видно, князю тут понравилось, и он распорядился заложить город. В 1108 г. построили замок, который охранял дорогу на Прагу.
Постепенно город вышел за крепостные стены, включив в себя несколько окрестных деревень. Однако 400 лет назад, во время Тридцатилетием войны между протестантами и католиками, наступили тяжелые времена: большинство жителей были протестантами, а австрийские правители — католиками… Итог войны печален: город превратился в руины, а из шеститысячного населения осталось три десятка мужчин.
После Второй мировой войны началось переселение народов. Отсюда выселили 45 тысяч живших здесь немцев, а вместо них приехали поляки из разрушенных районов страны, а также с территорий, вошедших в СССР. Здесь же селились и вернувшиеся из сибирской ссылки. Разнородность обычаев и культур плюс разочарование в реалиях самого справедливого общества — все это, конечно, мешало наладить мирную жизнь. Тем не менее уже в сентябре 1945 г. здесь начал работать первый в Нижней Силезии польский театр.
В Еленя-Гуре около ста тысяч жителей, однако город растянулся на 22 км Кто приезжает поездом, с вокзала попадает на улицу 1 Мая. Она начинается там, где когда-то кончался город, и шла по предместью. Теперь это — одна из главных городских магистралей. Если идти в сторону центра, то вскоре по правой стороне увидим костел Св. Креста, который еще называют костелом милости. Дело в том, что он построен почти триста лет назад на пожертвования верующих протестантов, нарушивших старый принцип: «Чья власть, того и религия». Австрийский император был католиком, однако дал согласие на строительство нескольких протестантских костелов, в том числе и этого, точной копии костела Св. Екатерины в Стокгольме.
Затем встретим стоящую чуть ли не посередине улицы православную церковь. В ее стены замурованы два покаянных креста — это значит, что в ее стенах были совершены убийства. Дело тут вот в чем.
В средневековой Силезии свободные люди имели право решать большинство своих споров друг с другом без вмешательства властей. Они выбирали один из двух путей: месть или договор. Деньги могли примирить стороны без кровопролития, но далеко не все преступники были в состоянии искупить вину таким образом. Поэтому убийц часто изгоняли из города, и те вынуждены были скитаться по земле, каждый день рискуя умереть от рук родственников убитого. Но поскольку такое наказание исправляло далеко не всех (изгнанники часто объединялись в банды), то костел счел за благо оставлять преступника на месте, чтобы он в трудах и покаянии искупил свою вину.
И вот таким символом договора между виновником и пострадавшими стала обязанность поставить на месте трагедии каменный крест и высечь на нем орудие убийства — нож, меч и т.п. Наказание этим не исчерпывалось, но, как видим, о назидании современникам и потомкам тоже не забывали. Сегодня немало таких крестов можно встретить у дорог, ходить по которым в прежние времена было небезопасно.