Дворец Топкапы это самая популярная достопримечательность Стамбула и… самая большая. Этот дворец представляет собой не просто здание или группу зданий, а целый район, своеобразный город в городе, в котором есть все для жизни султана, его придворных и множества слуг. Кроме собственно дворца и покоев правителя в Дворцово-парковом комплексе Топкапы находятся больница, оружейный склад, казначейство, кухни, гарем, библиотеки, беседки, фонтаны, конюшни, сокровищница, помещения для совещаний и множество других служб, которые расположились в четырех дворах и растянулись на более чем 5 километров.
На фото: вид на Топкапы с воздуха из открытых источников
Такой огромный размер резиденции вызван, скорее всего, тем, что в Топкапах жили, правили и вершили судьбы подданных 25 султанов в течение более 400 лет и каждый, конечно же, расширял свои покои, достраивал и улучшал их… Если посмотреть на план дворца, то видно, что резиденция султана состоит из четырех отдельных дворов, окруженных стенами и гарема. Наш сегодняшний рассказ о первом и втором дворах Топкапы.
На фото: план дворца Топкапы
Строить дворец в Топкапы стал султан Мехмед II Фатихе в 1463 году после завоевания Константинополя в 1453 году. Правителю не понравился обветшалый дворец византийских императоров, возле которого был пустырь та погост. В отдалении возвышался собор Айя-София, чуть дальше виднелась церковь Святой Ирины, а вся земля вокруг была занята могилами – тут был большой акрополь античного Византия. Место было мрачное, однако именно здесь султан Мехмед II решил строить свою резиденцию. Пока дворец в Константинополе строился, султан продолжал жить в Эдирне — османской столице, получившей этот статус в 1365 году (она находилась на границе с Болгарией в 235 километрах от нынешнего Стамбула). Именно сюда стекалась османская армия, воевавшая в то время с Австрией, Речью Посполитой и Россией и именно отсюда султану было удобно руководить своими войсками.
На фото: двор янычар
Строительство дворца Топкапы было завершено в 1467 году, и султан сразу же переехал сюда. Дворец привольно раскинулся на месте бывшего византийского дворца и акрополя и имел чудесный вид на Золотой Рог и Мраморное море. Однако еще более 100 лет дворец служил лишь для официальных приемов. Хотя одним из первых помещений в Топкапы был построен гарем, он находился в стороне, на отшибе, практически вне дворца и долгое время не был заселен. И лишь благодаря стараниям всем известной Роксоланы гарем перенесли поближе к султанскому дворцу и общественной жизни, а старое помещение гарема осталось для других нужд.
На фото: общественный фонтан-рукомойник во дворе янычар.
Как уже было упомянуто, Топкапы были резиденцией 25 османских султанов в течение более 400 лет вплоть до 1839 года, когда султан Абдул Мержид I переехал из Топкапы в новый роскошный дворец Долмабахче, выходящий фасадом на пролив Босфор (мы видели этот дворец во время прогулки по проливу на кораблике).
Название дворца «Топкапы» переводится с турецкого языка как «Пушечные ворота». И оно не случайно, так как при каждом въезде или выезде султана из дворца производился пушечный выстрел. Сами османы называли Топкапы Сарай Джедит-и-Амирэ или, проще говоря, Дворец Султанов.
Первый и самый большой двор дворца Топкапы – Двор янычар и в него можно попасть через Высочайшие ворота — первые из трех церемониальных ворот резиденции. Построены эти ворота были в 1478 году. Перед ними, на старой площади когда-то стоял византийский античный фонтан Перайтон, но в 1728 году на его месте построили фонтан Ахмеда III в стиле «османского рококо». Обычно султан по пятницам под грохот выстрела из пушки выходил из Высочайших ворот и шел в Святую Софию для пятничной молитвы. По дороге он останавливался у фонтана и совершал омовение.
Высочайшие ворота открывались с первым призывом к молитве и закрывались с последним. Надпись над ними гласит, что они были построены при султане Мехмеде II, и были перестроены при Махмуде II и Абдул Азиза. По обе стороны ворот на территории первого двора находились казармы янычар, поэтому и двор назывался двором янычар. Над Высочайшими воротами когда-то возвышалась башня, но она не сохранилась.
Первый двор не только служил местом расквартирования янычар, но и выполнял хозяйственные функции. Здесь хранили уголь, дрова, сено здесь были пекарня, монетный двор, янычарская больница и служба водоснабжения дворца. Первый двор был единственным двором дворца открытым для посетителей. Здесь проводились торжественные церемонии проводов янычар в походы, здесь важные гости ждали приема османских чиновников или аудиенции самого султана. Наиболее значимым гостям разрешалась въезжать во двор верхом на лошади, остальные должны были идти пешком.
Несмотря на то, что двор янычар самый большой во дворце – он же и самый «пустой» почти сплошь засаженный чинарами. Хозяйственные постройки были расположены по периметру крепостных стен. Главным украшением двора янычар является церковь Святой Ирины – древнейшая церковь Стамбула, которую янычары никогда не перестраивали и не переделывали в мечеть. Скорее всего, это произошло из-за того, что рядом располагались янычары, и этот древнейший храм они приспособили под склад оружия.
Собор Айя-Ирена представляет новый для VI века н.э. тип базилики в форме креста. Внутри храма стоял саркофаг, в котором, по преданию, покоились останки императора Константина. Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века н.э. на месте руин древнего храма Афродиты и являлась главным храмом города до постройки собора Святой Софии. Оба храма, и Ирины, и Софии получили название в честь обожествленных абстрактных понятий — Мира и Мудрости. В 381 году н.э. в храме Божественного Мира (Святой Ирины) проходили важные заседания Второго Вселенского собора, на котором утвердили Символ веры. В VIII веке, в эпоху иконоборчества в храме уничтожили все иконы и фрески, лишь над алтарем разместили простой мозаичный крест. В апсиде видна полукруглая лестница – синтронон – место, на котором сидело византийское духовенство во время службы.
На фото: интерьер церкви Святой Ирины.
В наши дни церковь Святой Ирины служит музеем и концертным залом — с 1980 года благодаря прекрасной акустике тут ежегодно проводят международный музыкальный фестиваль.
В конце первого двора находятся знаменитые Приветственные ворота, которые часто изображают в буклетах. Приветственные ворота являются центральными во дворце, их поддерживают восьмиугольные башни со стрельчатыми окнами. Построил ворота султан Сулейман I Великолепный, и никто кроме него не имел права проезжать через них верхом во второй двор названный «Дипломатическим».
Над башнями ворот красуется арабской вязью ключевая фраза исламской религии: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». Рядом с Приветственными воротами находился небольшой фонтан Палача. Здесь султанские палачи мыли руки и меч после проведения публичных казней, а отрубленные головы выставлялись у ворот на двух камнях Позора. Любопытно, что султанские палачи обычно были глухонемыми.
На фото: на фоне крытых галерей Дипломатического двора
От Приветственных ворот к главным постройкам Второго двора ведут шесть дорожек: к султанским конюшням где всегда были готовы к услугам правителя 30 чистокровных лошадей, ко входу в гарем, к залу заседаний Тайного совета (Дивану), к воротам Счастья через которые можно было попасть в Третий двор дворца, в личные покои государя. Еще две дорожки ведут в правую часть двора, где находились помещения дворцовой кухни. В годы расцвета Османской империи во дворце проживало более 4 000 человек, и чтобы прокормить такое количество людей в трех дворцовых кухнях трудились ежедневно от 800 до 1000 поваров.
Второй двор дворца известен еще как площадь Дивана или площадь Правосудия, так как в нем размещались два самых важных государственных учреждения – Тайный Совет и башня Правосудия, где четыре раза в неделю собирались визири и обсуждали неотложные дела.
Второй двор Топкапы был создан в середине XV века, но его расцвет пришелся на середину XVI века, в эпоху правления Сулеймана I (Великолепного). Именно в этот период этот двор превратился в административный центр Османской империи, в место проведения главных торжеств и церемоний. К таковым относилась, например, церемония восхождения султана на трон, церемония вручения Священного флага командирам вооруженных отрядов, отправляющихся в военный поход. Во втором дворе отмечали религиозные праздники, совершались казни, выдавалось жалование солдатам кавалерии и янычарам, проводились приемы послов иностранных государств, отмечали бракосочетания дочерей султана с их избранниками и т.д.
На фото: место для установки священного штандарта.
Церемония распределения жалования проходила каждые три месяца, была одним из самых ярких событий в жизни дворца и получила название Победное заседание. Прием иностранных послов и сановников обычно назначался на тот же день, что и Победное заседание, так что все могли видеть, как жалование и еда щедро распределялись между стройными рядами солдат. Это был своего рода способ продемонстрировать всем силу и богатство Османской империи. После этого в честь послов обычно проводился торжественный банкет.
Главным сооружением второго двора являлись ворота Счастья, которые вели в третий двор, на личную территории султана, куда вход обычным смертным был закрыт. Слева от ворот Счастья находилось здание государственного Совета (Дивана), Башня правосудия, казначейство и вход в Гарем. С правой стороны от ворот Счастья располагались дворцовые кухни.
Рассказывают, что по второму двору дворца спокойно разгуливали косули, павлины и другие экзотические животные и птицы.
Вторым по значимости зданием двора после ворот Счастья было здание государственного Совета. Оно имело три помещения. Первый зал предназначался для собственно заседаний Дивана, высшего органа управления Османской империи. Здесь собирался султанский Совет во главе с Великим Визирем для решения важных государственных дел. Во втором зале оформлялись документы, а в третьем находился кабинет Великого Визиря и канцелярия. Над местом Великого Визиря в главном зале Дивана было сделано небольшое окошко, которое называли «Оком султана». До правления Сулеймана Великолепного все султаны лично присутствовали на заседаниях Дивана, но Сулейман приказал сделать специальное окно, к которому мог подойти в любое время и наблюдать за заседанием Совета, оставаясь при этом невидимым.
Члены государственного Совета никогда не знали, слышит их султан или нет. Это было очень действенное «невидимое око» правителя для контроля своих подчиненных. Когда султан был не согласен с решением Совета по какому-либо вопросу, он закрывал окошко, подавая знак своим министрам о необходимости прервать совещание. В этом случае Великий Визирь и остальные члены Совета должны были проследовать в Зал Аудиенции, находящийся в третьем дворе дворца, чтобы продолжить обсуждение вопроса, но уже в присутствии султана.
Интерьер зала государственного Совета можно было легко разглядеть сквозь ажурные позолоченные решетки. Это было сделано с целью показать всем, что все решения Совета открыты и являются достоянием общественности. И хотя султан делегировал часть своих полномочий министрам, все в государстве были уверены, что никто и никогда не сможет навредить гражданам Империи. Комната султана для наблюдения за Советом была устроена в Башне Справедливости, стоявшей вплотную к зданию Совета. Фактически Башня Правосудия являлась частью здания Дивана. Кроме функции наблюдения за Советом Башня Справедливости выполняла и другие функций. С ее вершины султан осматривал город и дворец, сюда поднимались женщины Гарема, чтобы оставаясь невидимыми, наблюдать за проводимыми во дворце торжествами или казнями.
За Башней Справедливости находится узкий проход к воротам Карет. Это был вход в Гарем османских султанов — одно из самых тайных мест империи. Ворота были так названы из-за того, что, покидая Гарем для прогулок, его обитательницы садились в закрытые кареты, чтобы никто посторонний не мог их увидеть. Свой Гарем султаны охраняли как зеницу ока — он символизировал обладание всеми сокровищами мира на земле, показывал власть султана и его величие как Повелителя. Всех посторонних мужчин, которые проникали сюда незаконно, казнили.
К Дивану примыкало солидное здание Казначейства. Это строение покрыто восемью куполами, опирающимися на три большие колонны. Сюда стекались налоги со всех концов Османской империи вплоть до середины XIX века. Кроме казны здесь хранилось личное имущество султана. Сюда же свозили все щедрые подарки, которые султан получал со всех уголков мира.
На фото: кинжал Топкапы был изготовлен в дар иранскому шаху. Но шах умер не получив дара. Тогда кинжал вернулся в Константинополь и его использовали братья государя для борьбы друг с другом за престол.
На фото: знаменитый алмаз «Кашикчи» весом в 86 карат в окантовке из 49 маленьких бриллиантов.