В мире широко известны польские мастера кино. Мировой классикой стали фильмы лауреата премии «Оскар» Анджея Вайды. Один из первых его фильмов — «Канал», — снятый в 1956 г. о героях Варшавского восстания, вызвал горячие отклики зрителей. Вайда снял немало фильмов и на классические темы — «Свадьба», «Земля обетованная», «Пан Тадеуш», — и о том, что волновало современников, например, «Человек из мрамора» и «Человек из железа». Это художественный анализ борьбы за сохранение человечности в неподходящих для этого условиях. Очередным событием стал фильм «Катынь», сюжет которого для режиссера, как и для многих поляков, связан с судьбой родных и близких.
Все знают имя режиссера Романа Полянского, чей киномир полон зла. Это неудивительно, если вспомнить, что восьмилетний Роман видел, как его отца увезли из краковского гетто в концлагерь. Мать погибла в Освенциме, а много лет спустя в США была зверски убита его жена, киноактриса Шарон Тейт вместе с не родившимся ребенком… Дебютом художника стал фильм «Нож в воде», за который польские критики обвиняли режиссера в искажении образа народной Польши. Режиссер уехал в США, где был удостоен за этот фильм «Оскара».
Старшее поколение готовило почву для польского «кино морального беспокойства», которое набрало силу в 1970-е гг., став прологом к социальным переменам. Кшиштофа Кесьлевского интересует, как действуют универсальные человеческие ценности в современных реалиях. Так, его трилогия «Три цвета», снятая в начале 1990-х, посвящена таким понятиям, как свобода, равенство и братство. Этот фильм стал классикой.
Кшиштофа Занусси представлять не надо — его документальные и художественные фильмы не остались незамеченными. Большой интерес режиссер проявил к личности Иоанна Павла И, о котором снял художественный фильм (впрочем, на документальной основе) «Из далекой страны». Из работ последних лет нельзя не назвать «Жизнь как болезнь, передающаяся половым путем» и «Персона нон грата».
Появились и новые имена. Нашему зрителю хорошо известны, например, комедии Юлиуша Махульского «Ва-банк» и «Киллер», не сходят с экранов «Сексмиссия» Ежи Штура и Ольгерда Лукашевича, «Утро койота» Олафа Любашенко и другие творческие удачи.
Ежегодно в Гдыню, на сентябрьский фестиваль польских художественных фильмов, кинематографисты привозят свои лучшие работы. А летом в Кракове встречаются создатели короткометражных и мультипликационных фильмов.