Мицкевич в своем поэтическом озарении предсказал, что Польша возродится после того, как падут три разделившие ее империи. Пророчество сбылось, и после Февральской революции Польша потребовала полной национальной независимости. Советское правительство безоговорочно согласилось. Сделать это было нетрудно, поскольку Польшу оккупировали немцы, а независимость ей уже обещало Временное правительство.
29 августа 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет, отменивший прежние соглашения с Германией и Австро-Венгрией. Там были и такие слова: «Все договоры и акты, заключенные правительством бывшей Российской империи с правительствами королевства Прусского и Австро-Венгерской империи, касающиеся разделов Польши, ввиду их противоречия принципу самоопределения наций и революционному правосознанию русского народа, признавшего за польским народом неотъемлемое право на самостоятельность и единство, — отменяются настоящим бесповоротно».
Руководителем страны стал Юзеф Пилсудский, известный военачальник и политик, чью память в Польше чтят и по сей день. Правительство возглавил Игнацы Падеревский, знаменитый польский пианист и композитор, памятник которому стоит на Уяздовских аллеях Варшавы. Еще во время Первой мировой войны он проявил себя и как политический деятель, войдя в Польский национальный комитет.
В начале 1920 г. большевики захватили Киев, и в этой ситуации Польша подписала договор с атаманом Петлюрой, где признавала его главой независимого украинского правительства. Это был военный союз против Советской России. Основания для опасений были. Ленин свято верил в грядущий пожар мировой революции и потому считал, что столкновение с Польшей — «красным мостом» на Запад — неизбежно, вопрос лишь в том, когда это случится.
Пилсудский решил ударить первым.
17 апреля 1920 г. он отдает приказ о наступлении на Киев. Вскоре город взяли, но поляки, желавшие быть освободителями, были приняты как оккупанты. Через месяц Киев снова заняли большевики, началось контрнаступление. 27-летний командующий Михаил Тухачевский в приказе Западному фронту писал: «На наших штыках мы принесем трудящемуся человечеству счастье и мир. На Запад!» Боевой клич «Даешь Варшаву!» уже сопровождается другим: «Даешь Берлин!» Но у стен Варшавы наступление захлебнулось, а после поражения в битве на Висле Красная армия начала откатываться назад. Ленин допустил туже ошибку, что и Пилсудский: если тот считал, что на иностранных штыках можно принести народу независимость, то другой был уверен, что точно так же можно принести и коммунизм.
В октябре 1920 г. в Риге был заключен мир, который временно удовлетворял обе стороны. Польша получила границу, проходившую восточнее той, что предлагал в своем знаменитом ультиматуме советскому правительству министр иностранных дел Великобритании лорд Керзон, а Россия, опасаясь еще более тяжелых условий, согласилась. Историки потом скажут, что победа поляков на Висле отложила на одно поколение обязательное изучение марксизма-ленинизма в школах Центральной Европы.
Пройдет десяток лет — и рост военной мощи Германии и СССР заставит Польшу подписать с обоими государствами договоры о ненападении. Но в 1939 г. поляки поймут, что эти договоры ничего не значат для их соседей.
Двадцатилетие независимой Польши, за которую боролось несколько поколений, принесло немало успехов, один из которых — объединение некогда разделенных частей в единый государственный организм Однако надежды на создание демократического государства не оправдались, политическая борьба привела к авторитарному режиму, сохранившему, впрочем, большинство гражданских свобод.