Принадлежащий до сих пор семье Фронтейра элегантный одноименный дворец привлекает внимание необычным украшением из изразцов азулежу. Эта двухцветная плитка в технике майолики типична для Португалии. Азулежу облицованы многие как внешние, так и внутренние стены дворца, что придает ему уникальный вид.

Название «азулежу» пришло в португальский язык из арабского, этим термином арабы назы вали квадратную плитку с геометрическими рисунками, обычно белого и синего цветов, которой они украшали свои резиденции. Во дворце де Фронтейра азулежу использовали более всего в Королевской галерее в саду. В христианской Португалии на смену традиционным мавританским мотивам, строго запрещающим изображения живых существ, пришли азулежу с растительным и животным орнаментом с преобладанием желтых и синих тонов на белом фоне. В XVII веке искусство азулежу приобрело иной характер — монументальный. Изображение размещалось не на одной плитке, а создавалось целой композицией майолики, часто размером с целую стену. Дворец маркизов де Фронтейра был построен во времена, когда это искусство достигло своего пика, а художники и заказчики соревновались в создании больших, сложных и красивых композиций из азулежу.

Династия ФИЛИППОВ

В 1578 г. португальский король Себастьян I (на изображении внизу) погиб в Марокко во время местной борьбы за престол. Его сменил Энрике, кардинал-король, архиепископ столицы, но ненадолго. Он умер через два года, оставив королевскую семью без прямых наследников мужского пола. Претендентом на трон выступил король Испании Филипп II, племянник Энрике по материнской линии, который сразу отправил свое войско в страну и объявил себя королем по праву наследования. За этим последовали шестьдесят лет так называемой «династии Филиппов», охарактеризовавшиеся правлением трех испанских королей по имени Филипп. Они считали Португалию завоеванной землей, поэтому ввели высокие налоги. В 1640 г. вспыхнуло восстание под руководством герцога Бра- гансского, бабушка которого происходила из старинной королевской семьи. Восстание было успешным, и герцог стал королем под именем Жуан IV. Семья Маскаренаш, отличившаяся в борьбе с испанскими оккупантами, была наделена титулом маркизов де Фронтейра.

Необычные мотивы

Большая часть азулежу во дворце восхваляет вновь приобретенную независимость Португалии от Испании. Однако присутствуют и гротескные или просто остроумные сцены: один из примеров — это скамейка в саду, где изображены коты, преподающие музыку внимательным обезьянам.

Керамический шедевр

Сразу после завершения строительства современники говорили о дворце, как о «чуде», жемчужине азулежу, окруженной прекрасным садом. Первоначально дворец должен был выполнять представительские функции, но после землетрясения 1755 г. он стал постоянной резиденцией маркизов де Фронтейра.

• Самая восхитительная часть дворца — это Королевская галерея, украшенная портретами португальских правителей и азулежу с изображениями рыцарей в фонтане сада.

• В Зале битв представлена серия огромных изображений на плитках с восьмью основными сражениями, которые восстановили независимость Португалии.

• Среди прочих залов выделяется старая библиотека и салоны с азулежу, изображающими музыкальные инструменты и сцены охоты. Во многих комнатах находится ценная мебель, картины и изделия из фарфора. Лепнина восходит к XVIII в.

• Галерея искусств со множеством символических изображений вокруг ниш со статуями и многоцветными керамическими украшениями ведет к часовне, сооруженной задолго до дворца и впоследствии объединенной с комплексом.

• Значительный интерес представляет сад Венеры, названный так благодаря фонтану со статуей этой богини. Согласно распространенной, но ничем не подтвержденной версии, сколы в стенах искусственной пещеры образовались на празднике по случаю открытия дворца, когда гости бросали туда на счастье посуду. Затем сколы были художественно задекорированы.

Дворец маркизов Фронтейра