С латыни «Виа Долороза» переводится как Путь скорби. В наши дни так называется одна из улиц Старого города в Иерусалиме, которая начинается у Львиных ворот и ведет к Храму Гроба Господня.

Традиция крестного пути зародилась давно. В последние годы своей жизни Дева Мария часто ходила по тем местам, где бывал ее сын. На этих маршрутах она часто останавливалась, молилась и плакала.

В XIV веке монахи францисканцы стали организовывать благочестивые процессии по следам страстного пути Иисуса в Иерусалиме. Тогда же возникло понятие станций или остановок, на которых процессия верующих останавливалась и читала молитвы. Обрывочные указания о станциях до наших дней дошли благодаря Евангелию. Слово станции римляне использовали для обозначения военных застав.

Изначально количество станций на крестном пути составляло более 20. Затем оно неоднократно менялось – то уменьшаясь, то увеличиваясь. И, наконец, в XVII веке прочно установилось на числе 14.

Название «Виа Долороза» впервые употребил монах-францисканец в середине XVI века, и означало оно не столько определенный маршрут, сколько особый ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. А вот в качестве названия улицы Виа Долороза впервые появляется только в конце XIX века. Впервые она упоминается в одном из путеводителей для паломников.

Скорее всего, путь пройденный Иисусом до места казни не совпадает с современной Виа Долорозой. Ведь современные улицы Иерусалима давно не соответствуют тем улицам, по которым ходили современники Христа. Сегодня на Виа Долороза в Иерусалиме находятся 9 из 14 станций крестного пути Спасителя. Последние пять остановок расположены на территории Храма Гроба Господня.

Сегодня на Пути Скорби находятся многочисленные часовни, храмы и мемориальные знаки. Все они построены сравнительно недавно – в конце XIX — начале XX века. А еще на всем пути паломника подстерегают торговцы китайским хламом, которые, невзирая на чувства верующих, пытаются всучить молящимся свой товар.

Власти города должны были бы с большим пониманием отнестись к чувствам христиан и оградить их, идущих по Скорбному пути, от навязчивых торгашей. Дальше мы перечислим и пронумеруем все станции по дороге Виа Долороза:

  1. Суд Пилата и приговор Христа к казни.
  2. Взятие Иисусом Креста под стражу и бичевание его.
  3. Первое падение Христа.
  4. Встреча Христа с Девой Марией.
  5. Встреча Христа с Симоном Киринеянином.
  6. Место, где святая Вероника вытерла лицо Христа своим шелковым покрывалом.
  7. Второе падение Христа.
  8. Место встречи Христа с плачущими женщинами.
  9. Третье падение Христа.
  10. Место лишения одежды Христа и ее разделение.
  11. Распятие Иисуса Христа.
  12. Место страдания и смерти Иисуса Христа на кресте.
  13. Место снятия Иисуса Христа с Креста и его помазание.
  14. Положение Иисуса Христа во гроб.

 Начинается Скорбный путь от места, где когда-то стояла римская крепость Антония, где, по преданию, Понтий Пилат совершил суд над Иисусом. Сегодня здесь находится  францисканский монастырь Бичевания, в который входит и церковь Осуждения. Этот монастырь находится около второй остановки Крестного пути на Виа Долороза.

Церковь Бичевания построена на месте, где Иисуса подвергли бичеванию, здесь же римские солдаты в насмешку возложили на его голову терновый венок, на крест прибили табличку со словами «Иисус Назаретянин Царь Иудейский». А церковь Осуждения отмечает место, где Иисус Христос взял свой крест после того, как был приговорен к смерти через распятие.

Рядом со второй станции расположен и монастырь Претория. Этот монастырь построен на месте, где находилась тюрьма, куда после суда Пилата был заключен Иисус Христос.

На территории монастыря находятся пещеры с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывали заключенных. Спаситель провел здесь ночь перед своим последним путем на Голгофу.

На четвертой станции пути Иисус, согласно преданию, встретил свою мать Марию. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией. Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына.

Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученицы. Над ее входом находится барельеф, изображающий последнюю (земную) встречу Христа со своей Матерью.

На пятой станции, где римские солдаты заставили Симона Киринеянина взять у Иисуса крест, стоит маленькая францисканская часовня. По утверждению историков, крест, который нес Христос, весил более 150 килограммов, поэтому нет ничего удивительного в том, что Он упал под его тяжестью. Поняв, что пленник не в силах идти, солдаты заставили нести крест первого попавшегося в толпе человека – Симона Киринеянина. Кем он был, точно до сих пор не известно. По одной из версий это просто случайный человек. Он не был ни иудеем, ни римлянином, потому что никто из них не захотел бы нести такую ношу.

Шестая станция находится на месте дома святой Вероники, где, согласно Евангелию, Вероника отерла лицо Иисуса платком. Сейчас здесь находится монастырь Малых сестер Иисуса.

На седьмой станции находится Порог Судных Врат. Эта христианская святыня находится в пределах Александровского подворья и мы готовили уже материал об этом святом месте. Именно здесь, возле Судных Врат Христос сделал седьмую остановку во время своего Крестного пути. Возле них осужденным на казнь провозглашался окончательный и бесповоротный приговор – отсюда и такое название. Две тысячи лет назад через Порог Судных Врат переступал Спаситель на пути в вечность…

В 30 метрах дальше находится табличка, указывающая на Станцию номер восемь. Несмотря на традиционный запрет сопровождать узника к месту казни, за Иисусом шло множество народа, и он обратился к женщинам, оплакивающим его: «Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям».

Девятая станция — это место, где измученный пытками и издевательствами Господь упал в третий раз. Это место обозначает колонна, которая ныне находится на территории эфиопского монастыря. Отсюда Господь впервые увидел Голгофу и место Своего распятия.

Следующие пять станций Скорбного пути (Станции X—XIV) находятся на территории Храма Гроба Господня. На них с Иисуса сняли одежды, распяли, здесь он принял смерть на кресте, был положен во гроб и воскрес.