Когда испанцы ступили на территорию Чили, численность коренного населения была приблизительно такой же, как сегодня.
Однако к концу XVI в. население уменьшилось до нескольких сотен тысяч — из-за принесенных европейцами болезней, которые распространялись среди индейцев со скоростью лесного пожара.
Однако мапуче сумели отстоять свои земли и вскоре уничтожили все испанские поселения к югу от реки Биобио. Мапуче выступили на стороне колонистов, когда Чили отделилась от Испании. В 1881 г., во время покорения Араукании (центральная часть Чили), усиливавшееся присутствие колонистов заставило мапуче отступить на окраины своих земель.
При правлении Пиночета огромные участки земли изымались у мапуче и передавались лесозаготовительным компаниям, которые вырубали местные породы деревьев и высаживали вместо них быстрорастущие виды, такие, как эвкалипт и сосна.
Но даже после падения диктатуры землю не вернули, и уничтожение лесов продолжается. Несмотря на частые судебные баталии, правительство в большинстве случаев становится на сторону большого бизнеса.
В 90-х годах XX в. начались массовые акции протеста мапуче. Они захватывали земли и выводили из строя оборудование для лесозаготовок. Правительство опасалось влияния правых экстремистов, таких, как сапатисты в Мексике, и поэтому согласилось аннулировать долги, профинансировать строительство дорог и школ, а также вернуть значительную часть земли мапуче, хотя эти обещания до сих пор не выполнены.
Культура мапуче сохранилась и продолжает жить. В сельской местности и на собраниях общин они по- прежнему говорят на языке мапулун- гун, что в переводе означает «язык земли».
Они по-прежнему принимают участие в мингако (рабочая группа), общественных работах, чтобы помочь кому-нибудь из членов общины во время сбора урожая или в строительстве общинного дома (рука).
Многие семьи по-прежнему едят в рука, традиционной деревянной хижине, крытой тростником. На рынках среди изделий ремесленников можно найти музыкальные инструменты: трубу, трутука, и барабан, култрун, без которых не обходится ни один праздник или церемония.
Жизнь в современном обществе
Название племени мапуче образовано из слов че (люди) и мапу (земля). В настоящее время численность мапуче около миллиона, и они живут преимущественно на холмах и в горах Араукании; мапуче можно увидеть на улицах Темуко и в сельских районах этого региона, где плотность их населения особенно велика.
Как правило, они зарабатывают на жизнь сельским хозяйством и кустарными промыслами, хотя многие в поисках работы переселились в города, где в нищете живут несколько сотен тысяч мапуче.
Уровень образования у мапуче гораздо ниже, а уровень безработицы гораздо выше, чем среди остальных жителей страны. И все же надежда все еще живет: в школах Араукании начали преподавать язык и историю мапуче, чтобы сохранить их для будущих поколений.
Чилийский архипелаг
На Чилийском архипелаге, который вплоть до середины XIX в. был изолирован от материка, сформировалась уникальная культура, не похожая на культуру остальной страны. Своеобразные архитектура, мифология, традиции мореплавания и кухня — все это составляет необычную и очаровательную смесь.
Архипелаг, одно из самых дождливых и влажных мест планеты, насчитывает более 40 островов. Самый крупный — Чилоэ, длиной 180 км и шириной 50 км; это второй по величине остров Южной Америки после аргентинского Тьерра-дель-Фуэго.
По зеленым холмам острова разбросаны фермы, а дома в старинных деревушках теснятся вокруг характерных деревянных церквей. Из 150 деревень острова 15 включены ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.
Первыми жителями Чилийского архипелага были индейцы племени чоно, а вслед за ними сюда пришли мапуче. В 1567 г. острова захватили испанцы, и принесенные ими болезни быстро уничтожили большую часть коренного населения.
Архипелаг оставался последним бастионом Испании в Чили и капитулировал только в 1826 г. Люди здесь очень сплоченные, и большинство по-прежнему считает себя скорее чилойцами, чем чилийцами.
Архипелаг Хуан-Фернанлес
Цепочка крошечных островов почти в 700 км к западу от Вальпараисо объявлена национальным парком и биосферным заповедником мирового значения. Самый большой из островов (96 км2) — остров Мас-а-Тьерра, переименованный в 70-х годах XX в. в остров Робинзона Крузо. Именно здесь отшельником прожил четыре года моряк, шотландец Александр Селкирк, высаженный на берег после ссоры с капитаном судна.
В основу легендарного романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» легла история Селкирка и Пятницы, который на самом деле был индейцем по имени Уилл из никарагуанского племени мескито, его высадили на остров раньше Селкирка.
Каждый месяц остров посещают около 100 туристов, распределяющих время между Сан-Хуан-Батистой, главным и единственным поселком острова, и национальным парком, занимающим всю остальную территорию острова. Через парк проложены пешеходные тропы, по которым можно выйти к смотровой площадке «Мирадор-де-Селкирк», откуда легендарный шотландец осматривал горизонт в надежде заметить приближающееся судно.
В парке обитают морской котик Хуан-Фернандес, поголовье которого в настоящее время не превышает 10 000 особей, а также множество редких и эндемичных растений.