Исаи  — распространённое название северо-восточного региона Таиланда, в переводе с санскрита означает просто «северовосток». Это самая большая из исторических провинций страны, делится на 20 административных провинций: Амнат-Чарён, Бурирам, Бынг-Кан, Каласин, Кхон-Кэн, Лёй, Маха-Саракхам, Мукдахан, Накхон — Пханом, Накхон-Ратчхасима, Нонг- Буа-Лампху, Нонг-Кхай, Рой-Эт, Сакон-Накхон, Си-Сакет, Сурин, Убон-Ратчхатхани, Удон-Тхани, Чхай- япхум, Ясотхон.

После обнаружения бронзовых изделий при раскопках близ деревни Бан-Чхианг (провинция Удон-Тхани) Исаи стал считаться самым ранним центром металлообработки в ЮгоВосточной Азии, а возможно, что и в мире. Первые письменные источники застают Исаи в качестве составной части государства Дваравати, а позднее южная часть региона попадает в Ангкорскую империю, кхмеры строят там многочисленные храмы, сохранившиеся до наших дней.

После упадка кхмеров регион оказывается в составе лаосского королевства Лансанг, тогда начинает происходить вытеснение мон-кхмерских этнических групп тайско-лаосскими. В XVIII—XIX вв. власти Сиама, получившие сюзеренитет над Лаосом, проводили насильственные переселения лаосцев в южную часть Пеана. В XIX в. лаосцы умудрились провести успешный военный поход на Сиам и дошли до Кхората, но вскоре Пеан вместе со всем Лаосом вернулся под управление тайских королей. В 1893 г. французы вынудили Бангкок отказаться от земель на левом берегу Меконга, что привело к разделению ранее единого региона на две части. С этого времени тайскую часть исторического Лаоса и стали называть Пеаном, а проживающих там лао — исанцами.

В XX веке правительство начало проводить политику «таификации» местных лао, запретив использование лаосского алфавита и введя школьное образование только на тайском. После Второй мировой Пеан стал одним из центров коммунистического сопротивления, чему способствовали общее экономически неблагополучное положение региона и коммунистическая революция в Лаосе. Коммунистов удалось подавить в начале 1980-х. В последнее десятилетие исанский электорат сыграл ключевую роль в победах Тхаксина Чхиннавата и его сторонников.

География

Большей частью Исаи представляет собой равнину, которая постепенно понижается с юго-запада на северовосток. Юго-западная часть Исана известна как плато Кхорат. От остального Таиланда плато отделено с запада невысоким хребтом Пхетчхабун, а с юго-запада — Прачинбурскими холмами. Исаи и Камбоджу разделяют горы Донгрек, Исаи и Лаос — река Меконг. Все эти «горы», конечно, совершенно условные, не выше 1000 м. Внутри Исана имеются холмы Пху-Пхан, идущие с запада на восток в районе провинций Удон-Тхани и Сакон- Накхон, но они ещё более низенькие. Главная река — конечно, Меконг, она течёт вдоль лаосской границы. Непосредственно внутри Исана протекает крупный правый приток Меконга река Мун, она течёт из нацпарка Кхао-Яй на восток через Убон.

Хотя считается, что Исаи стоит на плато, высоты не превышают 200 м и нисколько не спасают от жары. В принципе климат более континентальный, чем в Бангкоке, холодный сезон холоднее, а жаркий — жарче. 40-градусные температуры весной не редкость, а зимой по ночам на севере региона (провинции Лёй, Нонг-Кхай, Бынг-Кан, Накхон-Пханом) может быть довольно прохладно, в некоторые годы 1—2 ночи в году отмечаются заморозки.

Экономика Исана строится на рисе, можно сказать, что Исаи — главная житница страны. Промышленный и туристический сектора развиты слабо; впрочем, в последние годы началось промышленное развитие кхоратского региона.

По средним доходам на душу населения Пеан — самый бедный регион Таиланда, но не стоит воспринимать эту бедность слишком буквально. Любой маленький исанский городок в отношении благоустройства даст большую фору любому российскому городу того же размера, а четыре крупнейших города — Кхорат, Кхон-Кэн, Убон и Удон — можно назвать процветающими даже на фоне остального Таиланда.

Народы и языки

Так называемые исанцы — это по суш дела те же лао, в некоторой мере ассимилированные тайцами. Тайцы из других частей страны к исанцам относятся несколько свысока, как к «деревенщинам». На туристических ресурсах часто пишут о каком-то «исанском языке» — на самом деле такого языка не существует, в школах и учреждениях используется обычный тайский, а между собой говорят на разных лаосских диалектах, которых в Исане более двух десятков. Чаще всего под исан- ским языком понимают литературный лао, так как на нём говорят в Удоне, откуда родом многие проститутки Бангкока и Паттаи. По-тайски исанцы говорят свободно, к незнакомым людям обращаются обычно по-тайски. Англоговорящих людей в Исане немного меньше, чем в других регионах страны.

Кроме лао-исанцев и тайцев, в Исане есть ещё около 15 этнических групп. Это несколько тайских диалектных групп, которые уже ничем не отличаются от прочих исанцев, кроме языка, и кхмерские группы. Кхмеров, которые некогда составляли большинство населения Исана, сейчас всё ещё довольно много, больше миллиона. Живут они в основном в южных провинциях Бурирам, Сурин, Си-Сакет и Убон. Единственным горным племенем Исана являются монги, живущие в провинции Лёй, в основном это недавние беженцы из Лаоса.

Культура и искусство

Самый известный культурный элемент Исана — это кухня. Она более острая, чем бангкокская, и основана на клейком рисе. Кстати, насекомых больше всего едят именно здесь. Попробовать местную кухню можно в специальных исанских ресторанах, а вот в обычных ресторанах Исана «родная» кухня встречается редко и вытеснена тайской.

Существует собственный исанский стиль народной музыки, известный как мо-лам, но, опять-таки, за ним надо охотиться, так как обычно все слушают тайскую попсу.

В архитектуре монастырей интересная особенность — ступы лаосского стиля, они отличаются от тайских более элегантной и вытянутой вверх формой. В отличие от собственно Лаоса, в Исане лаосские ступы сочетаются с храмовыми зданиями в бангкокском стиле. На юге Исана сохранились старинные кхмерские храмы. Эти храмы влияют и на современную архитектуру, можно иногда увидеть современные псевдо-кхмерские постройки с характерными прангами.

Достопримечательности

В туристических путеводителях принято описывать Исаи как регион «вдали от натоптанной (туристами) тропы», где «хорошо сохранились народные традиции». Такие рекламные фразы призваны скрыть простой факт: туристы в Исаи обычно не едут, потому что там нечего делать. Другие регионы Таиланда богаче и в природном, и в культурном отношениях, а тут — просто большая распаханная равнина, равномерно утыканная средними и малыми городами. Но у Исана всё же есть нечто, что может задержать вас на недельку.

Прежде всего, это кхмерские храмы. Их сохранилось несколько десятков разной степени разрушенности, но популярностью пользуются три: Пхи- май (провинция Накхон-Ратчхасима), Пханом-Рунг (провинция Бурирам) и Пхра-Вихан (провинция Си-Сакет, сам храм через границу в Камбодже).

Стоит отметить, что в самой Камбодже древние храмы таких размеров есть только в Ангкоре. Более современные храмы тоже представляют интерес, есть несколько настоящих архитектурных жемчужин в городах Кхорат, Кхон-Кэн, Убон. Нельзя пропускать скульптурный парк Сала-Кэо-Ку в Нонг-Кхае. Нацпарков в Исане немало, но они в основном небольшие и скучноватые, единственное исключение (но зато какое!) — Кхао-Яй, лучший нацпарк в Таиланде и один из лучших в Индокитае.

Наконец, многие едут в Исаи ради возможности отдохнуть от толп туристов, при этом оставаясь в комфортабельном Таиланде. Единственные туристические места в Исане — это город Нонг-Кхай и нацпарк Кхао-Яй, за их пределами даже в больших городах иностранец может вызвать удивление и искренние, а не просто вежливые, улыбки.

Таиланд