Так называют польских горцев, которые живут не только в Татрах, но и в Словакии, и в украинских Карпатах.
Гуральский характер, твердый и независимый, сформировала здешняя природа. Жили тут всегда очень скромно, рассчитывая лишь на собственные руки. Дома — простые деревянные срубы, с прочной, украшенной орнаментом, мебелью. В обществе царила строгая иерархия, и одежда могла многое рассказать о достатке гураля, месте жительства, семейном положении. Мужчины носят длинные белые штаны, украшенные цветным шитьем, белую рубашку и широченный гуральский пояс. Обязательна черная шляпа с пояском из ракушек, и если в нее воткнуто орлиное перо — значит, что ее хозяин не женат. Конечно, сегодня местные жители одеваются в повседневную одежду, но туристам нравится, когда дрожками управляет настоящий гураль, одетый, как положено. Правда, по нынешней одежде фольклорной капеллы никаких выводов не сделаешь — чаще всего это просто концертный реквизит.
Здесь не раз приходилось переживать голодные времена, это отразилось и в обычаях. Нежданый гость с порога давал знать, что сыт. Кроме того, нельзя было сразу соглашаться на угощение, надо, чтобы хозяева попросили дважды. Девушка, которую парень собирался взять в жены, не должна была есть при нем — для будущей хозяйки это плохой признак… В позапрошлом веке многие уезжали на заработки за границу. Одна из самых популярных песен: «Гуралю, разве тебе не жаль покидать отчизну? Возвращайся на свои пастбища…»
Дети зависели от родителей, даже в выборе пары. Молодые обязательно должны были быть материально равными, и потому здесь столько грустных песен на эту тему. Свадьба — не частное дело двух семейств, новый союз должен быть торжественно признан всей деревней.
Слово «музыка» (ударение на предпоследний слог) в местном говоре означает музыканта, а то и целую капеллу. На профессиональный взгляд скрипачи играют неправильно: инструмент кладут не на плечо, а упирают в грудь. Начиная свои припевки, тон берут высокий, гортань зажатая… В общем, даже в долинах поют по-другому, не говоря уж о городах. Однако такой известный композитор, как Кароль Шимановский, прежде чем написать свой балет на темы гуральской жизни, сам брал уроки у здешних музыкантов. Если же подучить их на городской вкус — тут же исчезнет это народное искусство, ради которого сюда едут не только любители, но и знатоки фольклора.
И гуральские песни, и местные «разбойничьи танцы» созвучны здешним обычаям. Костер с нехитрым застольем и песнями называется «бесяда», где главное — не выпивка, а общение. На такую загородную экскурсию всегда много желающих.