Шклярска-Поремба была окружена когда-то крепостными стенами. Площадь, которую в других городах часто именуют Рынком, здесь называют Ратушной. На ней всегда располагались власти (сейчас — тоже) и собирались торговцы. Ратуша хоть и не раз горела, однако стоит уже 250 лет. Галерея соединяет ее с соседним зданием, которое называли «семь домов». В свое время здесь располагались, выражаясь современным языком, закрома родины. В доме жили купцы, которые получили от властей монополию на торговлю в этом месте, за что хранили у себя запасы продовольствия на случай осады.
Рядом с ратушей — фонтан со статуей Нептуна В прежние времена здесь стоял колодец, а Нептун напоминал жителям о торговле с заморскими странами, что приносило городу ощутимую прибыль.
Недалеко от центра расположился дворец Паулинум, одно из красивейших сооружений в здешних местах. Он окружен парком, где можно встретить пасущихся серн и оленей, приходящих из соседнего леса. Один из давних его владельцев Рихард фон Крамст (ему принадлежали фабрики, производящие известную во всей Европе ткань) называл это место своим романтическим убежищем, хотя в этом деловом человеке вряд ли кто мог заподозрить романтика.
Но первым был не Крамст, а иезуиты, купившие этот участок. Построили монастырь и назвали это место Паулиненхоф в честь своего первого настоятеля Пауля Коттинга. Рядом поставили огромный деревянный крест, гору стали называть Крестовой, и сюда потянулись паломники. Со временем владения монастыря перешли в собственность города, а уж в середине позапрошлого века их и купил упомянутый Крамст. Он пригласил лучших специалистов, чтобы превратить окрестную зелень в пейзажный парк. Замысел удался, и хозяин решил построить здесь свою резиденцию. Ее стиль определить трудно: говорят, есть тут черты и немецкого ренессанса, и средневековых замков. Но дело не в стиле, а в том, что все хозяева, в чьи руки переходил дворец, любили его и старались улучшить. В нынешнем веке он попал в частные руки, и теперь там разместился отель на самый изысканный вкус.
Чеплице (Цеплице) — это один из районов города, где находится самый большой источник термальных вод Польши. С двухкилометровой глубины здесь идет горячая вода. Теперь это известный курорт Чеплице-Здруй, который тоже связан с Пястами. В 1175 г. внук Болеслава Кривоустого, гоняясь, как и дед, за раненым оленем, открыл здешние целебные источники. Некий Гоче Шофф заботу об одном из родников поручил монахам. Потомки рыцаря, имевшие свой родник, построили здесь санаторий.
Сохранился дворец Шаффгоч (так стали именовать себя потомки рыцаря). Сейчас здесь филиал Вроцлавского политехнического института. У входа в парк стоят павильоны с минеральной водой. Вкус — на любителя, однако и пьют ее только по назначению врача.
В западной части города, на вершине горы Хойник, сохранились развалины старинного замка. Несколько веков назад он сгорел от грозы, и теперь остались только руины. С замком связана легенда о его прекрасной, но жестокой хозяйке Кунегунде, которая приказывала своим поклонникам лезть на крепостную стену на коне и смотрела, как те падали в пропасть…
Из окрестных достопримечательностей назовем лишь несколько.
Карпач. Этот городок на северном склоне Карконоше, у подножья Снежки — отличное место для отдыха, зимнего спорта и туризма
Одна из главных достопримечательностей, которую называют «святыней Ванг» — костел XII в., расположенный в самой высокой точке города. Он входит в программу всех экскурсий по Западным Судетам. Прусский король Вильгельм IV купил этот костел в Норвегии (его название происходит от норвежского озера Ванг) для берлинского музея, а в 1844 г. подарил здешним протестантам. Костел украшен экзотическим орнаментом.
В предвоенные времена костел пользовался славой святыни, где заключаются счастливые брачные союзы. Молодые пары приезжали сюда отовсюду, а в соседнем пансионате устраивали свадебные торжества.
Дальше дорога, минуя Ванг, ведет на Снежку, самую высокую гору Судет. Любители комфорта предпочитают большую часть пути проделать из города в кресле подъемника канатной дороги, но все равно пеший переход неизбежен. Однако гору поделили два государства — Польша и Чехия. Чехи устроили подъемник со своей территории на самую вершину, и убежденные сторонники путешествовать сидя добираются до вершины с сопредельной стороны, тем более что в этой части Европы границ уже не существует.
В центре города, у дороги, напротив корчмы, растет старая липа, на которую экскурсоводы обращают внимание гостей. Липа эта не простая, а «судебная», потому что в давние времена под ней вершили правосудие. Во время таких процессов под деревом восседали солтыс — представитель местной власти — и семеро самых уважаемых людей. Такие открытые процессы демонстрировали населению, что власть защищает справедливость и, конечно, напоминали, что бывает с теми, кто нарушает закон. Обычно наказания в деревне не отличались разнообразием: денежный штраф, наказание палками, а за серьезные прегрешения могли и повесить. Пересмотреть приговор имел право апелляционный суд, но на это шли лишь люди богатые и влиятельные, потому что новый приговор мог быть еще суровее и пересмотру уже не подлежал. К тому же приговоренные к высшей мере чаще предпочитали быстро умереть, чем дожидаться пересмотра дела в грязных и душных застенках, чтобы потом услышать то же самое.
Город расположен на реке Каменной у подножья горы Шреницы (1362 м). Это едва ли не самая привлекательная для туризма и активного отдыха часть Западных Судет. Залежи кварца и обилие лесов позволили несколько веков назад организовать здесь производство стекла (а заодно и истребить окрестные леса, которые потом пришлось восстанавливать), о чем напоминает и само название — «стекольная вырубка». Высшая точка города — 886 м, однако климат здесь альпийский, подобный тому, что в Альпах можно встретить лишь на высоте 1200 м. В начале века здесь возник первый в Силезии лыжный клуб.
Туристы охотно идут посмотреть водопады на реках Каменьчике (высота 27 м) и Шклярке (13 м). Весной неподалеку устраивают спуск на яхтах по реке, а летом — биржу минералов и слет мотоциклистов. Сюда же съезжаются со всей Польши и любители студенческой песни. В доме Гауптмана открыт музей силезского писателя и поэта, нобелевского лауреата. Есть также минералогический музей с богатыми коллекциями.