Бассейн Вифезда – руины огромной древней купальни, известной по одному из самых трогательных евангельских сюжетов об исцелении больного. В библейские времена Иерусалим хорошо снабжался водой. Первый городской водоем возник в городе еще в VIII веке до н.э.

 

Об особой роли бассейнов в жизни Иерусалима повествует Евангелие от Иоанна: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды…». Как говорит Писание, время от времени в купальню сходил Ангел, «возмущая воду», и тот, кто первым после этого окунался, выздоравливал. Именно у Вифезды Иисус совершил исцеление, поразившее Его учеников. Возле бассейна лежал расслабленный (больной), страдавший от болезни уже тридцать восемь лет. Иисус спросил – хочешь ли быть здоров? Больной отвечал: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Тогда Иисус сказал: «Встань и ходи», и больной тотчас выздоровел.

Долгое время евангельскую Вифезду помещали в самых разных точках Иерусалима, некоторые специалисты считали даже, что никакой купальни в древнем Иерусалиме на самом деле не было. Но в конце XIX века немецкий архитектор и археолог Конрад Шик обнаружил возле церкви святой Анны остатки огромного бассейна. Его изучение началось в шестидесятые годы прошлого века. С абсолютной уверенностью сказать, что перед нами евангельская Вифезда, вряд ли можно и сейчас. Существуют и другие гипотезы. Но некоторые особенности руин соответствуют евангельскому тексту: археологи обнаружили остатки пяти крытых ходов, упоминаемых в Писании, а также широкую лестницу, по которой в бассейн могли спускаться купающиеся. Впечатляют размеры сооружения: сто двадцать на пятьдесят метров. Окруженный колоннами бассейн – памятник гению инженеров древности: его глубина достигает пятнадцати метров. Как бы то ни было, раскопки Вифезды подтвердили, что крупные бассейны, возле которых могло найтись место для «великого множества» больных, в древнем Иерусалиме действительно были.

Название Вифезда, скорее всего на арамейском означает Дом Милосердия. Другое возможное название — Дом охоты (рыболовства), исходя из того, что в бассейне велась рыбалка. Во времена Иисуса евреи почитали это место за исцеляющие способности. Известны они были известны и древним римлянам. Лечебная купальня Асклепион были построена римским императором Адрианом во 2 веке нашей эры и посвящена греческому богу исцеления Асклепию. Обычный лечебный метод в этих бассейнах мало чем отличался от современных спа-процедур: массаж, отдых и погружение в лечебные воды бассейна. Исцеленные счастливцы приносили пожертвования в храм Асклепия, которые зачастую представляли из себя гипсовые или мраморные репродукции исцеленных частей тела. Купальня Вифезда была почитаема греко-римским населением и без сомнения была включена в их религиозные обряды.

Существует популярная легенда, согласно которой бассейн в Вифезде использовался для мытья овец во времена Иисуса, что маловероятно, потому что вода в нем служила источником питьевой воды для жителей Иерусалима.

Буквально рядом с бассейном находится место паломничества верующих – дом родителей Девы Марии, место, где она родилась. В Новом Завете содержится мало сведений о жизни Богородицы. Известно, что родителями Девы Марии были благочестивые Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна — из рода первосвященников. Начиная с IV века в Вифезде известно место, где стоял дом Иоакима и Анны, которые долгое время были бездетны. Супруги тщетно молились и делали щедрые пожертвования на храм, чтобы испросить себе ребенка. Иоаким, будучи уже в пожилом возрасте, удалился даже в пустыню и провел там 40 дней в молитве и посте, чтобы вымолить эту милость у Господа Бога. И тогда ему явился ангел и возвестил, что его молитвы услышаны и что его супруга Анна родит ему дитя, которое будет радостью для всего мира. Так и случилось. На 15-й день, согласно обычаю, новорожденную девочку нарекли Марией.

Когда Марии исполнилось 3 года, ее посвятили на служение Богу и отдали на воспитание в храм, где она росла среди своих сверстниц, занимаясь молитвой, пением, чтением Священного Писания и вышиванием одежд священников. Вскоре скончался ее отец – Иоаким, а мать Анна, согласно одной из легенд, после этого еще дважды выходила замуж.

По мере того, как распространялся культ Матери Божией, возрастало и публичное почитание Ее родителей. Уже в IV-V веках в Иерусалиме рядом с бывшей купальней Вифезда стояла небольшая церковь, посвященная святым Иоакиму и Анне. Ее разрушили, потом отстроили заново, снова разрушили. Сегодня на месте дома Иоакима и Анны стоит храм, третий по счету, построенный крестоносцами в 1131 -1138 годах. Это католическая церковь, названная в честь Анны – матери Девы Марии.

 

Давайте зайдем сюда. Оказавшись в церкви святой Анны, вы непременно почувствуете свободу и простор. В ней мало икон, скульптур или любой другой христианской атрибутики, поэтому здесь отличная акустика. Готические своды без особого пафоса и шика. При входе находится мраморная скульптура тонкой работы, на которой изображены Анна и ее дочь Мария.

После осмотра базилики можно спуститься в святая-святых храма — к месту, где собственно и появилась на свет Мария.  Лестница, ведущая, вниз приведет на уровень земли, который был 2000 лет назад, к тому месту, где родилась мать Иисуса Христа.

Убранство простое, но паломники заметят фрагменты горной породы, сочетающиеся с современной отделкой помещения. Эти фрагменты «видели» Марию девочкой, «помнят», как она росла.

В 1856 году, Османский султан Абдул Месджид передал церковь и прилегающую к ней территорию Вифезды во владение Франции, в знак благодарности за помощь, оказанную Турции в Крымской войне против России. С тех пор церковь и территория Вифезды принадлежат Франции.

Франция очень ревностно относится к сохранению своего влияния на этом месте. Впрочем, как и другие государства, имеющие в собственности святые места и храмы как в Иерусалиме, так и по всей Святой Земле.