В 1789 г. Гёте стал членом комиссии, на которую была возложена задага реконструировать разрушенную пожаром Резиденцию в Веймаре. По его приглашению в Веймар прибыли известные архитекторы из Гамбурга,

В XIII в. в Веймаре, где сейчас находится новая Резиденция, был замок, окруженный водой, на фундаменте которого до сих пор возвышается темная круглая башня — сбоку от нынешнего здания. В 1439 г. был построен вход, названный Бастилией, который до сих пор можно увидеть в первоначальном «ядре» комплекса. На месте первого замка возник элегантный дворец, известный как Резиденция, или Городской замок.

В XVI в. замок, получивший название Хорнштайн, был переделан в ренессансных формах и сохранял такой вид до 1618 г., пока не случился пожар и его полностью не перестроили в стиле барокко.

По имени правящего в то время герцога Вильгельма здание было переименовано в Вильгельмсбург. Но 6 мая 1774 г. вновь случился пожар. Реставрационные работы проводили Иоганн Август Аренс, Николай Фридрих фон Туре и Генрих Генц. Современное южное крыло было достроено только в начале XX в.

Маленький город мыслителей

В XVIII в. герцогство Саксен-Веймар-Эйзенахское, несмотря на то, что в нем было не более 50 000 жителей, стало центром немецкой классической культуры: герцог Карл Август (1757-1828) и поэт Кристоф Мартин Виланд (1733-1813) пригласили ко лвору Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), между ними завязалась дружба.

При дворе работал также философ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), в Веймаре жил и поэт Фридрих Шиллер (1759-1805). Для такого количества выдающихся деятелей культуры было решено построить Резиденцию, в проектирование которой Гёте внес значительный вклад. Здание состояло из трех частей с открытым с южной стороны двором и включало в себя некоторые предыдущие постройки, сохранившиеся после разрушений.

Художественный музей и парк Гёте

Резиденция была отреставрирована в период с 1995 по 1999 г. В том же 1999 г. Веймар был выбран европейской культурной столицей года (Евросоюз ежегодно выбирает культурную столицу для развития культурной жизни содружества и привлечения внимания к памятникам).

• В Резиденции можно увидеть Художественные коллекции Веймара и произведения из Фонда веймарской классики.

• Статуи, которые украшают роскошную Почетную лестницу, появились тут по задумке Гёте и были выполнены Кристианом Фридрихом Тиком (1776-1851).

• Египетские, греческие и римские украшения внушительного Праздничного салона, расположенного на двух этажах, также появились благодаря идее писателя.

• Большая галерея, или галерея Сокола, названная так, поскольку ошибочно считалось, что здесь проходили собрания ордена Белого сокола. Сейчас в ней проходят концерты и культурные события.

• Комната Поэтов была создана в честь великих литературных деятелей, которые прославили Веймар: Гёте, Шиллера, Гердера и Виланда. Фрески на стенах, вдохновленные помпейской живописью, изображают сцены немецких театральных постановок.

• На южной стороне замка начинается большой парк на реке Ильм, ландшафтный сад, также задуманный Гёте. Здесь находится Садовый домик, где писатель жил с 1776 по 1782 г., а напротив — небольшая вилла герцога Карла Августа.

• На южном краю парка Гёте построил для герцога Римский дом, украшенный многочисленными фресками на потолке и на стенах.

Резиденция в Веймаре
Резиденция в Веймаре