Если жесткий свет бьет наотмашь, то мягкий – что-то вроде массажа.
На снимке Райана Макгинли юноша держит аллигатора. Но вместо напряженной драматичности снимок пронизан ощущением покоя. Хватка больше похожа на объятия, а черно-белая гамма добавляет оттенок меланхолии. Но по-настоящему диктует настроение снимка именно мягкий свет.
Мягкий свет менее интенсивен, и разница между яркими участками и тенями не столь резка.
Тем не менее, мягкий свет тоже создает тени, так как зачастую, как и жесткий, падает с одной стороны. Но эти тени далеко не столь черны и броски. Вместо кромешной тьмы в них по-прежнему хорошо видны детали. От этой большей равномерности изображение воспринимается «медленнее», располагает к задумчивости.
Чтобы смягчить свет, его нужно рассеять. В фотоателье для этого используется нечто под названием «софтбокс». В повседневных условиях, когда свет не удается полностью контролировать, избегайте прямых источников сильного света-таких, как прожекторы, вспышка или яркий солнечный свет.
Уэс (Аллигатор) Райан Макгинли 2010
Мягкий свет льстит
Вместо того чтобы набрасываться, мягкий свет ласкает
Ричард Лиройд с помощью мягкого света создает портреты, исполненные глубокой задумчивости. Обратите внимание, как на этом снимке тени описывают кривые вдоль тела, причем края их медленно расплываются вместо того, чтобы резко оборваться. Таков эффект очень мягкого, «рассеянного» света.
Портретные фотографы очень любят мягкий, «рассеянный» свет: он описывает формы и черты, не будучи к ним строг.
Мягкий свет смягчает все резкие края и делает поверхности более гладкими. Это свет, который всегда льстит.
Поэкспериментируйте, помещая объект или модель под разными углами к свету. Следите за тем, как меняются тени, увеличивая или уменьшая впечатление трехмерной формы.
Джемма на зеркале Ричард Лиройд 2010
Мягкий свет бывает плоским
Вдали горит дом, но пожарный увлечен выбором тыквы и даже не думает о тушении. На этом снимке Джона Стернфелда сюжет, которому полагалось бы быть драматичным, обретает интригующий оттенок повседневности.
Мягкий, «плоский» свет пасмурного дня не дает ни единого шанса драматичности. При таком свете контрастность очень низка. Тени небольшие или отсутствуют вовсе, отчего все на снимке становится плоским на вид. В итоге перед нами очень прозаичная на вид фотография, которая привлекает своими загадками вместо того, чтобы сразу удовлетворять любопытство.
Равномерность мягкого, «плоского» света не оставляет выразительных теней, которые создавали бы глубину и привлекали взгляд.
Ввиду этой равномерности композиция – единственное, что указывает взгляду зрителя путь по снимку. Здесь Стернфелд задает глазам направление с помощью нескольких классических композиционных приемов. Я вижу три. Если нужна подсказка, откройте страницы 10,16 и 22.