В материалах неоднократно упоминалось, что в Иудейской пустыне было создано множество монастырей. В эти малонаселенные места уходили отшельники, праведники, страждущие и гонимые. До наших дней сохранился монастырь святого Герасима Иорданского – один из немногих оставшихся христианских храмов, расположенных в Иудейской пустыне. Путешествуя в этих краях, мы решили его посетить. Основателем монастыря считается известный христианский подвижник преподобный Герасим. Святой Герасим жил в V веке и был уроженцем города Миры в Ликии (ныне город Демре, Турция). Мы были в этом городе и обязательно подготовим рассказ о нем. По одной версии Герасим родился в религиозной семье и стал монахом в раннем возрасте, по другой — был купцом и стал вести монашеский образ жизни после того, как чудом спасся от тяжелой болезни. В Палестине появился примерно в 450 году. Его главным вкладом в монашескую жизнь стало основание первой Лавры в Иудейской пустыне. Он сумел собрать и объединить 70 монахов-отшельников, бродивших по пустыне. Монахи жили уединенно, в пещерах, которых было много в окрестности. Пять дней в неделю они жили в своих кельях по жестким правилам, установленных Герасимом: соблюдали обет молчания, молились, питались хлебом, водой и финиками, плели из тростника корзины. По субботам и воскресеньям они собирались в Лавре для совместной трапезы и молитв, забирали необходимое количество воды, пищи и тростника для корзин и вновь удалялись в свои кельи.

Многим верующим имя святого Герасима известно не только из-за успехов в организации монастыря, но благодаря легенде о его встрече со львом. Львы действительно водились в Палестине до XVIII века, но случай, который произошел со святым Герасимом в 470 году, исключительный. Считается, что однажды Герасим шел по Иудейской пустыне и встретил льва, который протянул ему свою израненную лапу. Лапа была настолько сильно воспалена, что лев умоляюще смотрел на монаха и просил помощи. Герасим понял, что в лапу льва попала заноза, ставшая причиной его страданий. Он удалил занозу, очистил рану от гноя и обернул ее тканью. С тех пор лев всюду следовал за Герасимом, служил ему и понимал все его команды. Герасим был удивлен уму и кротости льва, он давал своему новому воспитаннику пищу, предоставил жилье в монастыре и давал задания. И с тех пор лев стал символом монастыря.

У монахов кроме льва был еще и осел, который носил воду из реки Иордан, протекающей в 1,5 километрах от монастыря. Лев  стал сопровождать осла к реке и охранял его по дороге. Однажды лев уснул на солнце, оставив осла пастись, а проходивший мимо караван купцов забрал осла, решив, что он бродячий. Когда лев проснулся, он стал искать осла, но нигде не нашел. Зверь вернулся в монастырь и сразу же направился к святому Герасиму, который решил, что лев съел осла. Лев стоял, опустив голову. Тогда старец приказал ему выполнять работу осла. Монахи загружали большую бочку на спину льва, как это они делали раньше с ослом, и посылали его к реке за водой. После того, как ослик нашелся, Герасим раскаялся в незаслуженном наказании, и дал льву имя Иордан. Кончается эта легенда тем, что лев не пережил смерть святого Герасима и умер от тоски на его могиле.

После Герасима в дельте реки Иордан было основано еще около десяти монастырей, процветавших до арабского нашествия в VII веке. В 614 году монастырь святого Герасима и другие обители были разрушены персами, позже они отстраивались и вновь разрушались захватчиками.

Во время паломничества в Израиль царицы Елены, матери императора Константина, недалеко от монастыря святого Герасима была найдена пещера, в которой останавливалось Святое семейство во время своего бегства в Египет. Мария-богоматерь, Иисус и Иосиф по пути в Египет, скрывались здесь от преследований царя Ирода, повелевшего истребить всех младенцев младше двух лет. На месте этой пещеры, буквально в километре от монастыря св. Герасима крестоносцы построили монастырь, получивший название Каламон, что означает «доброе обиталище». Не уцелел и этот монастырь после нашествия персов.

В 80-х годах XIX века на развалинах монастыря Каламон, что находился, как мы помним, рядом с Лаврой святого Герасима (и в его честь) был отстроен современный монастырь. К середине ХХ века и эта обитель, как и многие другие в этих местах, пришел в запустение.

Возрождение монастыря святого Герасима началось только в 70-е годы прошлого века, когда здесь поселился монах по имени Хрисостомос. Вот что он рассказывает о том времени: «Первые 12 лет я жил совершенно один (без воды, электричества, телефона и дороги). Мне буквально было нечего есть. Я просил милостыню в туристических автобусах, чтобы как-то содержать себя и монастырь. Сам изготавливал свечи. Вода была дождевая…».

Пришло время заглянуть внутрь главной церкви монастыря. Она расположена на том месте, где, согласно библейскому преданию, останавливалось в пещере Святое семейство во время бегства в Египет. Слева от главного входа расположена старинная часовня, находящаяся в пещере Святого семейства. Следов пещеры в часовне не осталось – ее стены и потолок полностью оштукатурены, и только в нескольких местах оставлены фрагменты старинных настенных росписей.

Стены самой церкви сооружены, скорее всего, во времена крестоносцев, но купол и убранство, включая иконы, относятся к концу XIX века. Обращают внимание современные настенные росписи и мозаичный пол, предположительно византийского периода, что дает основание полагать, что постройка крестоносцев была воздвигнута в IV-V веках. Над входом в церковь установлена мраморная табличка с указанием года последнего освящения храма — 1881. В церкви хранится знаменитая икона Божией Матери Млекопитательницы, считающаяся чудотворной. В этом же храме хранятся в специальных коробах мощи погибших монахов от руки персидских воинов в 614 году.

В монастыре, во внутреннем дворике нашлось место для скульптуры льва — героя притчи о Герасиме Иорданском.

Снаружи здание монастыря имеет внушительный вид — взору предстоят неприступные крепостные стены, (смотрите фото монастыря из открытых источников, сделанное дроном). Это естественно, поскольку в условиях постоянных угроз со стороны разбойников и грабителей, которых всегда было много в этих краях, монахи были вынуждены обороняться.

Сегодня в монастыре проживает 30 монахов из Болгарии, Греции, Румынии и Кипра.