По преданию, монастырь на горе близ местечка Почаев, что на Волыни был основан около 1240-1241 годов монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем.

Приблизительно в это же время Пресвятая Дева предстала перед взором местных крестьян на этой горе, оставив отпечаток своей стопы на камне. Над этим следом и была впоследствии возведена главная жемчужина Почаевской лавры – Успенский собор.

Позднее первая обитель пришла в запустение и перестала существовать. Но в 1597 году на землях, полученных в дар от помещицы Анны Ерофеевой-Гойской, на Почаевской горе, возродился мужской монастырь. Покровительница монастыря Гойская передала в обитель после исцеления своего брата чудотворную икону Богоматери, которая позднее получила именование Почаевской и стала одной из главных ее святынь. Монахи Почаевского монастыря с момента его существования выступили против Брестской унии, подчинявший православную церковь западнорусских земель Римскому папе. Одним из активных борцов за православную веру выступал преподобный Иов, первый игумен монастыря. При нем обитель достигла расцвета, были возведены каменные храмы, создана типография. За многочисленные богоугодные дела он канонизирован, и его нетленные мощи ныне почивают в церкви около пещеры, где он молился многие годы.

Архитектурный ансамбль монастыря образуют несколько сооружений, ослепляющих золотом куполов и белоснежной чистотой стен.  Главный храм Почаевской лавры — Успенский собор, построенный в стиле позднего барокко.

При его строительстве в здание собора была полностью включена церковь Святой Троицы (1649). К собору примыкают прямоугольные келейные корпуса, построенные в конце XVIII века. Они образуют замкнутую композицию с внутренним двором. Колокольня, расположенная рядом с Успенским собором является одной из самых высоких в православном мире и достигает 65 метров в высоту.

В 1906-1911 годах в Почаевской лавре по проекту архитектора Алексея Щусева был воздвигнут масштабный Троицкий собор в новгородско-псковском стиле. Кстати, Алексей Щусев автор мавзолея Ленина.

Своим внешним видом собор напоминает шедевры древнерусского храмового зодчества домонгольского периода. Мозаичное панно его южного портала выполнено по рисунку Николая Рериха. В 2011-2013 годах в монастыре был построен новый храм — Преображенский собор.

 

Внутри Успенского собора над царскими вратами хранится чудотворная икона Почаевской Божьей Матери в звезде киота, украшенного драгоценными камнями. Она была привезена на Волынь греческим митрополитом Иеофитом и передана монастырю в конце XVI века. По особо торжественным праздникам Икону – оплот молитвенной жизни обители, опускают вниз, к верующим.

Внутренние росписи храма повествуют об истории монастыря с момента его основания. Сюжет росписи, например, на стене перед алтарем, рассказывает о явлении Божьей Матери во время штурма монастыря турками в конце 17 века. Жители близлежащих деревень, прятавшиеся в храме вместе с монахами, готовились умереть и молились перед иконой Почаевской Божьей Матери. Их молитвы были услышаны, и Богородица появилась над собором, окруженная ярким сиянием. Она ослепила захватчиков, заставила их пускать стрелы друг в друга и, в конечном счете, обратила в бегство.

На рубеже 1950-1960-х годов в период гонений на православие, советские власти несколько раз предпринимали силовые попытки закрыть монастырь. На его территории были размещены музей атеизма, психиатрическая больница, прачечная и др. Комсомольцы- дружинники и оперативники милиции всячески препятствовали верующим людям посещение храмов. Монахов принудительно подвергали психиатрическому лечению, призывали в армию, лишали прописки, а затем арестовывали за нарушение паспортного режима. В 1962 году монастыре остались только 36 монахов из 140. Однако из-за сопротивления верующих, а также негативной реакции международной общественности Почаевская лавра сохранила статус действующего монастыря.

Она продолжает выполнять свою извечную миссию – служить духовным светочем для паломников, которые нуждаются в духовном и физическом исцелении, ищут обретения светлой внутренней радости в духовных святынях.