Уже издалека, подъезжая к польскому городу Ченстохова, можно видеть построенную в 1716 году в барочном стиле 106-метровую стройную колокольню католического Ясногорского монастыря, знаменитого тем, что здесь хранится величайшая реликвия, почитаемая православными и католиками – чудотворная Чернстоховская икона Божией Матери, написанная по преданию самим евангелистом Лукой в Иерусалиме, в Сионской горнице. Икона, называемая также «Черная Мадонна» — из-за темного лика Богоматери, принадлежит к числу самых почитаемых святынь Польши и многих европейских стран.

В 66-67 годах, во время осады Иерусалима римскими войсками, христиане бежали с образом в местечко Пеллу, где сохраняли в пещерах икону вместе с другими святынями. Равноапостольная царица Елена во время посещения Иерусалима в 326 году получила эту икону в дар, привезла ее в Константинополь и поставила в дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. Подкрепленная документами история иконы прослеживается лишь с конца XIII века, когда этот чудотворный образ был подарен в Константинополе галицко-волынскому князю Льву I Даниловичу, основателю города Львова. С великой честью этот образ был перенесен на Русь и помещен князем в замковой церкви города Белз (современная Украина), упоминаемого еще в «Повести временных лет». Церковь тогда находилась в ведении православного духовенства.

При вторжении польского короля Казимира III Великого в Галицию икона была захвачена поляками вместе с другими святынями, а затем вывезена польским князем Владиславом Опольчиком и передана им в Ченстохове монахам католического монастыря святого Павла. Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. В 1382 году князь Опольский пригласил в Польшу из Венгрии этих монахов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена — храма святого Лаврентия на Ясной Горе в Буде. Полное название монастыря — Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трех сторон парком, в то время как с четвертой, восточной, стороны (со стороны Аллеи Пресвятой Девы Марии), к ним ведет большой сквер, который  дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населенных пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвященные Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек. Ясногорский монастырь — памятник истории и главный в стране объект паломничества, а также символ национального единства польской нации.

История монастыря полна трагических событий. На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы все равно проступали сквозь свежую краску.

В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесен мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков. Польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага, а король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 польских солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель монастыря Августин Кордецкий принял решение сражаться. О защите монастыря от шведских войск подробно описано в историческом романе «Потоп» Генриха Сенкевича. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело, в конечном счете, к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства.

В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность.

Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества были запрещены, а монахи находились под наблюдением гестапо. Икона была заменена копией, а оригинал спрятан под одним из столов в монастырской библиотеке.

16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.

Сегодня капеллу Девы Марии, где хранится ныне Ченстоховская святыня, верующие называют сердцем Святогорского монастыря. Она была перестроена в 1644 году в трехнефную часовню. Сама икона (ее размеры – 121,7 на 81,5 сантиметров), украшенная серебряной рамкой, вставлена в алтарь из черного эбенового дерева. С давних пор монахи пекутся о безопасности иконы. Приблизиться к ней молящиеся могут только на коленях, а сама святыня обычно полностью закрыта серебряной панелью, называемой «затвором». В установленные часы при звучащем органе монахи открывают чудотворный образ для поклонения паломников. Икона находится высоко над главным престолом, поэтому ее можно только издали обозреть, но никак нельзя рассмотреть вблизи и уж тем более приложиться к ней.