В течение пятнадцати лет великий просветитель Франсуа-Мари Лруэ, известный как Вольтер, и мадам Эмили дю Шатле, которая была одной из наиболее образованных женщин своего времени, поддерживали чувственный и интеллектуальный союз. В аристократической тишине замка Сире они проводили свою жизнь в роскоши и старательном изучением культуры.

Габриэль Эмили де Бретеиль вышла замуж за маркиза дю Шатле, от которого родила троих детей. Пока супруг восходил по ступеням военной карьеры, мадам де Шютле занималась научными изысканиями, преимущественно в области математики и физики. Это было очень необычно для женщины XVIII в. В ходе этих занятий она познакомилась с Вольтером, что весьма плодотворно сказалось на ее исследованиях. Их итогом стал перевод на французский язык «Математических начал натуральной философии» (1687) Исаака Ньютона, знаменитого труда, в котором изложены аксиомы ньютоновской механики.

Голос Просвещения

Вольтер считался холодным, циничным и расчетливым человеком, чуждым романтическим страстям и беспощадно обличающим нравы своего времени. Этот горячий поборник разума верил в силу интеллекта и гуманизма, он оставил огромный след в эпохе Просвещения. За едкость своих сочинений писатель часто попадал в тюрьму. Среди таких работ были и «Философские письма» (или «Письма об английской нации»), которые, хотя и были посвящены Туманному Альбиону, содержали жесткую критику французского общества. Неудивительно, что, в конце концов, книга оказалась на столе судьи. Чтобы избежать очередного наказания, Вольтер укрылся в замке Сире, расположенном на территории Лотарингского герцогства, в то время независимого от Франции.

До сих пор доподлинно не известна реальная природа отношений философа и владелицы замка, мадам дю Шатле. Поговаривали, что Вольтер признавался королю Пруссии Фридриху II Великому, что из изначальной любовной истории выросли духовные платонические отношения.

«Суровые» дни в Сире

Владение супругов дю Шатле было обновлено и роскошно отделано за счет самого Вольтера. Жизнь в Сире проходила по строгому плану, в котором были подробно расписаны часы интеллектуальных занятий, общения, приема пищи, посещений театральных и музыкальных представлений. С архитектурной точки зрения замок, возможно, не был полностью гармоничен из-за смешения стилей на фасадах здания, зато он был окружен великолепным садом, располагающим к философским беседам и единению с природой. Это сделало Сире одной из самых известных французских загородных резиденций XVIII в.