Немногие объекты воплощают столь наглядно идею швейцарской «власти», как маленькая резиденция Ландсхут, окруженная водой. В действительности она воздвигнута на месте древнего замка, но в 1624 г. была перестроена правителем Берна и превратилась в частную виллу, лишенную каких-либо внешних признаков правительственного центра. Сегодняшний вид замка отчасти несет на себе следы современной реставрации, но, безусловно, воплощает концепцию оригинальной постройки.
Символ божественного
Отдельная секция Швейцарского музея дикой природы и охоты (нем. Schweizer Museum fur Wild und Jagd) в Ландсхуте посвящена соколиной охоте: здесь представлены различные приспособления и собрана техническая информация по фальконерии. Использование в охоте дрессированных соколов восходит к восточным традициям и получило распространение в Средние века.
Император Священной Римской Империи Фридрих II посвятил этой теме целую книгу «Искусство охоты с птицами», имевшую большой успех. Соображения, изложенные в книге по поводу этой охотничьей практики, все еще представляют большую ценность.
Сокол, благородный хищник, превратился со временем в символ божественного, с которым связывалось его происхождение. Так, в Древнем Египте правящий фараон считался воплощением Гора, бога с соколиной головой, сына Осириса и легендарного основателя царства. В музее Ландсхута представлен сосуд в форме соколиной головы, в котором хранилась печень усопшего: в древности люди считали ее священным органом, в котором обитает дух.
Местопребывание правительства
Когда-то на месте нынешнего здания был бургундский двор, а затем крепость-резиденция аристократического рода Церингеров. В XIII в. замок перешел сначала во владение семьи Кюбук, а потом, когда род оборвался, к ветви Габсбургов, которые постепенно распродали эту собственность по частям.
В XV в. хозяевами Ландсхута стали важные исторические фигуры: Рудольф и Тюринг фон Рингольтинген (последний занимал должность солтыса, высокий военный и гражданский пост в Берне), а также Людвиг фон Дисбах, известный своими алхимическими экспериментами, направленными на получение золота с помощью философского камня. Коллекция, насчитывающая целых 55 гербов и размещенная в зале Празднеств, напоминает о других бернских правителях, живших здесь с 1514 по 1798 гг.
В течение XIX в. замок переходил от одного частного лица к другому: среди них был, например, президент швейцарского правительства и солтыс кантона Берн, Николаус Рудольф фон Ваттенвиль. Так замок утратил свою прежнюю публичную функцию.
Благодаря масштабной реставрации, предпринятой в XX и XXI вв., была частично восстановлена оригинальная деревянная облицовка здания, которая долгое время хранилась по деталям в разных музеях. Сейчас здесь можно посетить несколько постоянных экспозиций, в том числе выставку, посвященную истории мебели и других предметов обстановки.
Искусство интерьера и соколиной охоты
Сегодня замок Ландсхут можно назвать музеем повседневного быта XVII в. В нем также размещен Швейцарский музей дикой природы и охоты.
- Внешне Ландсхут напоминает гостеприимную виллу. Кроме того, это единственный замок в кантоне Берн, полностью окруженный водой.
- Комната управляющего (нем. Landshutszimmer), обустроенная в 1630 г., имеет ренессансную деревянную облицовку. Обстановка комнаты включает сервант, украшенный искусной резьбой, и старую изразцовую и кессонные потолки.
- Комната фон Зиннеров, в которой можно увидеть антикварные предметы обстановки, обязана своим именем одним из последних хозяев замка в XIX в.
- Коллекция Ля Рош (фр. La Roche), посвященная охоте, включает около 700 предметов, относящихся к периоду между XV и XIX вв. Панораму, предлагаемую этой коллекцией, можно назвать уникальной для этой охотничьей практики.
- Интересно собрание охотничьих рожков: в их звучании можно расслышать разные инструменты.
- Помимо секции, посвященной соколиной охоте, достоин внимания отдел дикой природы. Его экспозиция рассказывает о влиянии охоты на экологию лесов.
- Парк, окружающий постройку, пересечен несколькими водными каналами. В прошлом они были включены в изощренную ирригационную систему, которая, в том числе, позволяла уносить канализационный сток в окрестные поля.