Вначале XVII в. торговец Уильям Форбс приобрел владение Крэгивар у шотландской аристократической семьи Мортимеров, которая испытывала большие финансовые трудности. Мортимеры уже начали возведение своей резиденции, типичного дома-фор- та в форме «L», разбитого на несколько уровней. Новый владелец продолжил ее строительство, доверив работы архитектору Джону Беллу, который спроектировал многочисленные схожие здания.

К 1623 г., когда были завершены работы, комплекс олицетворял последовательное увеличение благосостояния семейства Форбсов: от декоративной просто ты нижних этажей, возведенных в начальный период, когда только было приобретено владение, к архитектурному изобилию верхних уровней, снабженных башенками, выступами, шпилями и линиями.

Традиционная конструкция шотландских замков была обусловлена экономической проблемой: для кровельных работ требовалось использование дерева, редкого для региона и поэтому достаточно дорогого здесь материала. Однако, уменьшив периметр основания и увеличив число этажей, архитекторам удавалось спроектировать крыши меньшей площади, сократив тем самым расходы на кровлю. При этом вместимость жилого пространства оставалась неизменной.

Крэгивар также не избежал этого архитектурного ухищрения. Он обладает маленьким входом, который легко запирается изнутри, и немногочисленными окнами в нижней части. При возведении верхних уровней владелец замка уже не обращал внимания на экономическую составляющую. Вдоль карниза, который пересекает весь фасад, выделяются фронтоны, башенки, караульные помещения и роскошно украшенные пинакли, которые увенчиваются панорамной террасой с каменной балюстрадой.

Уильям Форбс жил в замке только последние три года своей жизни, между 1623 и 1626 гг., впрочем, оставив здесь свои «следы». Например, во многих местах видны инициалы его имени вместе с буквой «М», которая означает «Мастер», академический ранг, полученный в Эдинбургском университете. Замковый комплекс, веками остававшийся во владении семейства, сегодня находится под охраной Национального Фонда Шотландии.

От замка к поместью

Замки, подобные Крэгивару, не предназначались для военных целей. В лучшем случае они могли обеспечить защиту от особенно наглых разбойников. Башенки и другие военные постройки были исключительно декоративными. Они подчеркивали аристократический статус владельцев или, как в случае Форбсов, желание достичь его. Поскольку эти архитектурные элементы были прежде всего символом социального положения, то вскоре обозначение «замок» (англ, castle) заменилось на «поместье» (англ, manor), которое лучше соответствовало истинным функциям сооружения.

Шотландские традиции

Как говорят в Крэгиваре, «последнее путешествие начинается из окна». Поскольку в замке есть только один небольшой вход с крутой лестницей, по которой невозможно было транспортировать останки умершего, их приходилось спускать из окна с помощью блочного механизма.

Площадки и башенки придают замку поистине сказочный вид.

В качестве феодала Уильям Форбс имел право размещать собственный герб на замке. Сейчас внушительная (хотя и утратившая прежние великолепные цвета) эмблема висит над камином в Большом зале (англ. Great Hall). В этом помещении особого внимания заслуживают также потолочные стукко и резные украшения. Любимым залом Форбса была Длинная комната (англ. Long Room), вытянутая галерея на шестом этаже, одно из немногих помещений здания, которые хорошо освещались дневным светом благодаря многочисленным окнам.

• Публике открыты девятнадцать комнат, в большей части которых сохранилась старинная меблировка.

• Замок также отличает сложное переплетение лестниц, одна из которых является «секретной» и спрятана от глаз посетителей.

• Можно совершить зачаровывающую прогулку по прекрасному ухоженному парку.

В середине страницы: стены покоев Уильяма Форбса покрыты сосновым деревом.