В XVI а готика стала постепенно уступать место архитектуре Ренессанса, возрождающей классические каноны. Ренессанс зародился в Италии в конце XIV в. Личностное восприятие и отражение мира характеризовало арсенал художественных средств эпохи

Возрождения. Во время испанской экспансии Нового Света архитектура Ренессанса достигла своего расцвета. Соборы в Куско и Мехико демонстрируют распространение испанского стиля на новые территории.

На смену классицизму в XVII и XVIII вв. пришел стиль барокко и позднее — рококо. Яркий пример архитектуры барокко — пышно декорированный Зальцбургский собор в Австрии, стиля рококо — блистательный собор Св. Галла в Швейцарии. Многие романские и готические соборы, особенно их интерьеры, претерпели перестройку в духе барокко.

Подобная участь постигла собор в Толедо, соединяющий в своем внешнем облике черты романской, готической и классической архитектуры с величественным интерьером в стиле барокко. Собор в Сантьяго-де-Компостела имеет один из красивейших фасадов в стиле барокко, где скульптура заполняет почти всю поверхность стены.

После разрушительных войн в период с XVIII по XX вв. церковное строительство претерпело существенные изменения. В XX в. были возведены соборы в Англии, лучшими из которых считаются собор в Ковентри, Гилфорде и два собора в Ливерпуле. Последние раскрывают весь диапазон выразительных средств, доступных современным архитекторам; римско-католический собор представляет круглое здание из стали и бетона, украшенное яркими витражами.

Англиканский же собор напоминает по стилю постройки поздней готики. Каждый из соборов по-своему интересен. С одной стороны — это возрождение традиционных форм, с другой — использование современных технологий и материалов с целью создания множества оригинальных и разнообразных форм.

За высоким алтарем из чистого серебра расположен старый деревянный алтарь, выполненный в национальных традициях.

Архитектурные стили кочевали из страны в страну из века в век, и готические соборы Иль-де-Франса подчиняют себе воображение архитекторов далекой Австралии, США и всей Европы и оказывают влияние на выбор ими художественных средств и идей.

Величественный купол Св. Софии в Константинополе вдохновлял художников многих стран. Многие по-своему трансформировали элементы великого творения византийских мастеров. Русские мастера предположили, что плоские блюдцеподобные купола могут обрушиться под тяжестью зимнего снега, тогда как со скругленных луковичных куполов снег будет просто скатываться вниз.

В некоторых странах ощущалась нехватка строительных материалов, необходимых для возведения соборов. Так, в Дании добывалось мало камня и в строительстве использовался кирпич. Кирпич был менее прочным, чем камень, и не давал развиться бесконечному полету фантазии. Архитекторам в своих решениях приходилось учитывать особенности конкретного материала.

Собор Св. Климента в Орхусе, построенный в XII—XIII вв., не отличается изяществом, свойственным французским готическим соборам, несмотря на красоту его 93-метрового шпиля и башню. Собор в Роскилле, относящийся к периоду поздней готики, также выглядит суровым и угловатым

В Испании и Португалии камня было в избытке, однако архитектура этих стран испытывала сильное влияние мусульманской традиции, утвердившейся за четыре столетия господства мавров. После изгнания мавров с Иберийского полуострова многие мечети просто были превращены в церкви.

Примером такой трансформации может служить старейший из двух соборов Сарагоссы, а построенный в стиле Ренессанса собор в Кордове разместился внутри мечети. В Севилье сохранился красивый мусульманский минарет, известный под названием Хи- ральда, который входит в соборный ансамбль. Стиль барокко отвечал художественным вкусам испанцев, склонных к избыточной роскоши, и в Испании получила широкое развитие его разновидность — чурригереско.

В некоторых странах соборы способствовали утверждению национального самосознания. Большой собор в Бразилиа, ярко сверкающий в лучах южного солнца, символизирует укрепление позиций страны на международной арене; собор в Тромсе, в Норвегии называется Арктическим, т.к. его внешний вид соответствует северному пейзажу.

Большие и малые соборы

Архитектура соборов отличается многообразием, ни один собор не копирует в точности все особенности другого. Даже огромные неоготические соборы Северной Америки, построенные по образцу готических церквей Иль-де-Франса, имеют ярко выраженные индивидуальные и национальные особенности. Так, например, Национальный собор в Вашингтоне имеет капеллу, предназначенную специально для детей, что отличает его от других похожих построек.

Собор Сент-Джон зе Дивайн в Нью-Йорке по размерам не имеет себе равных в мире. Подобно спящему гиганту это массивное здание возвышается над всеми близлежащими домами. Его необъятные размеры поражают воображение: длина 180 м, площадь поверхности пола 11 253 кв. м и объем 4 763 062 куб. м.

Первое место в мире по площади занимаемой поверхности принадлежит Севильскому собору, длина которого 124 м, а ширина 81 м Однако ему недостает пинаклей, шпилей и башен. Самый высокий шпиль в христианском мире — 158 м — украшает Ульмский собор, воздвигнутый в XIX в.

Внизу. Руины в Ковентри словно ждут, когда на их месте будет возведен новый собор. Часть старого собора, избежавшая разрушений во время войны, сохранена как горькое напоминание.

Амьенский собор считается крупнейшим во Франции. По замыслу своих создателей, он должен был вместить 10 тысяч человек, что составляло все население Амьена в XIII а Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции был построен в самом конце XIII в; старый собор Санта Репарта не мог вместить всех верующих. По проекту архитектора, собор в Бове должен был иметь внушительные размеры, но из-за недостатка в средствах его строительство не было завершено.

Пожары, землетрясения…

Говорят, что французская готика обязана своим развитием огню. Действительно, несколько самых первых соборов (в Бове, Амьене и Реймсе) сгорели дотла, дав, таким образом, архитекторам и строителям еще одну возможность на практике реализовать полет своей фантазии, шагнуть дальше своих предшественников в создании архитектурных шедевров.

Величественный барочный собор Св. Павла был воздвигнут Кристофером Ренном только потому, что более древний храм сгорел во время великого лондонского пожара, а пожар в Чикаго в 1871 г, уничтоживший множество жилых домов и храмов, расчистил место для грандиозного нового собора.

Попадание молнии уничтожило собор XII в. в Шартре и несколько позже нанесло существенный ущерб собору и Йорке. Печально известное землетрясение 1755 г. уничтожило собор в Лиссабоне, а разрушительные подземные толчки в Сан- Франциско в 1906 г. дали церковным властям повод выделить землю под строительство нового храма, прекрасного собора Грейс (Всепрощения). Землетрясения уничтожили также столь далекие друг от друга соборы, как Линкольнский в Англии и Манильский на Филиппинах.

…войны и государственные перевороты

Войны и другие общественные потрясения нанесли церковной архитектуре гораздо больший урон, чем природные катаклизмы. Строители соборов, расположенных в пограничных или напряженных районах (Альби в Южной Франции или Дарем на севере Англии), предусмотрели возможность нападения и осады и воздвигли храмы с толстыми, мощными стенами, небольшими окнами, укрепленными, мощными дверьми, характерными скорее для крепостей.

В XII в. появился особый тип храма — собор-крепость, способный отразить нападение завоевателей. Такой укрепленный храм был полной противоположностью воздушным конструкциям периода расцвета готической архитектуры.

В его создании проявился многолетний опьгг норманнов в строительстве замков. Соборы-крепости возникли и в других европейских странах — в Чефалу в Сицилии и Коимбре в Португалии.

Многие соборы стали жертвами религиозных и политических междуусобиц. Реформация на севере Европы принесла с собой разрушение соборов в Нидерландах и Бельгии от рук протестантов. По окончании неистовых столкновений религиозных противников в Европе утвердился новый тип христианства, не способствующий строительству величественных храмов.

Французская революция также нанесла тяжелый урон национальному художественному достоянию. Огромное количество произведений искусства было варварски уничтожено во Франции и Бельгии в 1790-х гг. Вандалы особенно свирепствовали в Бурже, Реймсе, в Парижском соборе Нотр-Дам и Льежском соборе Св. Ламберта.

К счастью для потомков, жители Амьена встали на защиту своего всеми почитаемого собора и отстояли его от безудержного разграбления. Его не постигла участь многих разрушенных в XVIII столетии храмов.

Существовала также практика использования соборов для иных, нежели религиозные, целей. Собор в Дареме, входивший в состав большого укрепленного комплекса и соседствующий с замком-крепостью, находился в подчинении у могущественных и воинственных епископов.

В 1650 г. в соборе содержались в заключении 4 тысячи шотландцев. Пленники разжигали костры, для того чтобы согреться, и использовали скамьи хора в качестве дров. Они пощадили лишь футляр от часов только потому, что на нем было изображение чертополоха — их национального символа.

Шотландцы разбили много скульптур и уничтожили другие произведения искусства. В России и странах Восточной Европы многие церкви были превращены в музеи. Прекрасный Успенский собор во Владимире использовался как конюшня солдатами Наполеона во время нашествия французской армии в 1812 г.

Еще больший урон церковной архитектуре был нанесен двумя мировыми войнами. Во время Первой мировой войны в Реймский собор попало около 300 снарядов, а Мехелен (Бельгия) оказался почти на передовой.

Вторая мировая война уничтожила далекие друг от друга соборы в Маниле, в Ковентри и в Варшаве. Значительно пострадали от бомбежек и немецкие города Ярким примером почти тотального разрушения города массированными бомбежками авиации союзников может служить Кельн.

Время, величайший враг всего, созданного руками человека, внесло свою лепту в разрушение старинных храмов. Процесс старения и разрушения приводит к тому, что требуется постоянное обновление и реставрация зданий. Огромные расходы на ремонт повлекли за собой введение входной платы.

Не все храмы, описанные здесь, имеют статус собора. Критерии оценки значимости и художественной ценности собора могут быть предметом дискуссии, однако несомненен тот факт, что соборы стали неотъемлемой частью культурного и духовного наследия всего человечества и по праву заняли достойное место среди остальных чудес света.