Джон Хауэс, создавший собор в Джералдтоне, разрывался между любовью к архитектуре и мечтой стать монахом-францисканцем. Он показал епископу Келли свои наброски нового собора Тому они так понравилисьа, что он пообещал Хауэсу руководящую роль в строительстве. Прожив в Австралии до 1939 г, Хауэс уехал на Багамские острова и стал отшельником.

Из красивейших соборов XX а — Св. Франциска Ксаверия — поднялся в маленьком портовом городе на скалистом западном побережье Австралии, около 425 км к северу от Перта Своим появлением на свет это неожиданное чудо обязано всего одному человеку — уроженцу Западной Австралии Уильяму Бернару Келли, избранному епископом Джералдтона в 1898 г.

Когда Келли прибыл в Джералдтон, он был удивлен и разочарован. Церковная жизнь в его разбросанной на большой площади епархии была крайне скудной. У побережья стояло несколько небольших каменных церквей, включая и церковь Св. Франциска Ксаверия с пристройкой из грубого камня, в которой жил приходский священник.

Несмотря на то, что епархия была малочисленной и прихожане Келли жили далеко друг от друга, новый епископ счел необходимым заложить в Джералдтоне собор и начал сбор средств как в своей, так и в соседних епархиях. К 20 июня 1916 г. он собрал достаточную сумму.

Простая красота

Проект собора принадлежал архитектору-священнику Джону Хауэсу. Краеугольный камень, заложенный в основание собора, был привезен с побережья, с развалин церкви Св. Франциска Ксаверия, разрушенной в связи с прокладкой в тех местах железной дороги.

Но потом работы были приостановлены до 1926 г., когда были построены крипта, хор и капелла с южной стороны. Промежуток между хором и центральным нефом был заполнен грубой конструкцией из дерева и железа. Затем строительство было приостановлено до 1937 г. и после небольшого перерыва продолжалось до завершения 28 августа 1938 г.

Джералдтон не был богатой епархией, и потому Келли и Хауэс отдавали себе отчет в том, что затраты на строительство должны быть минимальными. Из проекта были исключены излишние декоративные детали.

Со дня завершения собора порядок проведения церковных служб несколько изменился, и поэтому алтарная часть восточнее средокрестия со времен Хауэса была переоборудована Кафедра епископа в настоящее время стоит в центре, а не в левом углу апсиды, за высоким алтарем.

Простое, строгое здание совершенных пропорций не может никого оставить равнодушным и наполняет душу благоговением и трепетом. Создав свой австралийский шедевр, Хауэс доказал, что можно добиться больших высот в церковном зодчестве, не прибегая к таким декоративным деталям, как пи- накли, скульптура и резьба по дереву и камню.

Парные западные башни с куполами напоминают испанские францисканские миссии Калифорнии. На вершине расположенного между башнями фронтона, в нише, стоит статуя Св. Франциска Ксаверия с распятием и Евангелием в руках.

Доминантой экстерьера собора является мощный купол, напоминающий большое блюдце, с маленьким фонарем наверху.

Красочный интерьер

Отказавшись от изобилия резьбы и рельефов, Хауэс широко использовал такой декоративный прием, как полосы в камне. Несомненно, он вдохновлялся соборами Сиены и Орвьето в использовании чередующихся слоев холодного серого и теплого оранжевого камня. Аркада из полуциркульных арок украшает интерьер собора, а через окна с витражами в боковых нефах льется свет, окрашенный в разные тона

Спиральная лестница у ограды хора ведет в крипту, где расположена капелла Богоматери, посвященная австралийским солдатам, павшим на полях сражений Первой мировой войны. Кусочек Св. Креста представляет самую ценную реликвию из всех хранящихся в капелле Св. Иосифа

Лучшие витражи собора Св. Франциска Ксаверия находятся в апсиде и изображают Св. Франциска со Св. Августином Английским, Св. Патриком Ирландским, Св. Давидом Уэльским и Св. Колум- баном Шотландским. Все святые представляют те страны, из которых были родом первые поселенцы Джералдтона Красивые витражи в северном боковом нефе раскрывают пятнадцать таинств мироздания. Четыре больших крутлых окна, отреставрированные в 1988 г., содержат изображения четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна