Самый большой ультрасовременный собор Бразилиа, имеющий в плане форму круга, символизирует терновый венец

Как и все известные европейские соборы Средневековья, собор в Бразилиа не стоит в полном одиночестве в городской среде. Его окружают с трех сторон несколько построек, расположенных внутри аккуратной продолговатой ограды.

При этом Нимейер стремился к тому, чтобы окружающие постройки не заслоняли Тернового Венца, и потому все они небольшие, в один-два этажа. Среди зданий — жилые помещения для священников различных конфессий, капеллы, учреждения и музей.

Оскар Нимейер

Бразилия и Мексика достигли больших успехов в развитии архитектуры XX в. благодаря Лусио Коста, Альфонсу Рейди, Хосе Виллигран Гарсиа. Великий Оскар Нимейер был автором многих проектов общественных зданий и соборов. Его стиль в архитектуре часто называется «выразительными упражнениями в сфере чистой геометрии».

Дворец Национального Конгресса — одно из самых известных творений Нимейера Эффект архитектурного решения здания строится на противопоставлении контрастных объемов — купола и чаши, им противостоит вертикаль двух симметричных высоких башен. Нимейер также спроектировал Дворец Альвора- да, первую постоянную резиденцию президента страны.

В 1956 г. правительство Бразилии приняло решение о строительстве новой столицы в малонаселенной горной местности в центре страны. Эго дало ведущим бразильским архитекторам беспрецедентную возможность реализовать свои замыслы в создании нового архитектурного стиля.

В основу была положена смелость фантазии, временами едва не переходящая в причудливую экстравагантность. Город Бразилиа рос на протяжении 1960-х, 70-х и 80-х гг. и не имел себе равных в мире. К северу от столицы, подобно огромному бетонному венцу, возвышается собор Метрополитена Носса Сеньора Апаресида.

Собор Нимейера на плато

Город Бразилиа расположен на высоте 1050 м над уровнем моря на большом полупустынном Центрально-Бразильском плато к северо-западу от Рио-де- Жанейро. От моря город отделяет 1200 км тяжелейшего пути.

Строительство городского собора началось в 1959 г. под руководством известного бразильского архитектора Оскара Нимейера. Однако работа шла далеко не гладко и завершилась лишь в 1980 г. При соборе была создана кафедра архиепископа.

Нимейер — один из самых талантливых архитекторов XX в., обладающий безудержным полетом фантазии. Собор, по его замыслу, должен был быть безупречно симметричным. Воображение рисовало ему храм, столь же ошеломляющий и вдохновляющий, как и величественные готические соборы Европы.

Архитектору удалось осуществить свои дерзкие мечты. Собор в плане представляет собой огромный круг, утопленный на 3 м ниже поверхности земли. Бетонное кольцо высотой 3 м образует стену круглого центрального нефа, имеющего в диаметре 60 м. Все внутреннее убранство заполнено стульями для желающих присутствовать на общих межконфессиональных службах.

Над довольно низкой стеной центрального нефа поднимаются 16 больших железобетонных ланцетовидных опор. Красиво изгибаясь, они смыкаются у вершины перекрытия. В интерьере большие скульптуры ангелов словно парят в воздухе, подхваченные устремленными ввысь опорами, которые подняты на 31м над полом.

Терновый венец

Шестнадцать железобетонных нервюр, оплетающих прозрачный конус собора, смыкаются и затем вверху расходятся в стороны, образуя подобие венца, шипы которого как бы вонзаются в небо. Вся композиция символизирует терновый венец Христа. Из венца поднимается тонкий золотой крест.

Фигуры апостолов, стоящих вокруг «короны» Христа лицом к лицу, подняты на бетонную плиту шириной 12 м Крупные приземистые фигуры с огромными руками и странно плоскими носами сильно стилизованы. Все же скульптору удалось сохранить индивидуальность каждого апостола. Наибольшее впечатление производит фигура апостола Матфея, прижавшего к себе Евангелие.

Промежутки между опорами забраны железными решетками с вставленными в них прозрачными стеклами. Стекло смягчает яркий свет южного солнца, не перекрывая ему доступа внутрь храма. Опоры сделаны из светлого мрамора, что способствует ровному распределению света в интерьере.

Нимейеру удалось создать удивительное ощущение парения собора в воздухе. Через купол из стекла и железобетона, венчающий собор, прекрасно видно синее небо с плывущими облаками, что и создает иллюзию его парения. Ланцетовидные светлые опоры напоминают яркие лучи солнца, внезапно выглянувшего из-за туч. Все внутреннее пространство наполнено светом и воздухом.