В XV в. невероятный успех Жака Кёра вызвал огромную зависть среди французской аристократии. Успешный торговец был приговорен к тюрьме и был вынужден бежать в ссылку, далеко от своей 4 любимой резиденции.

Жак Кёр (1395-1456) был казначеем и министром внешней торговли при короле Карле VII. В этой должности он смог создать торговую сеть по всему миру: не только во Франции, Гол- ландии и Италии, но и на Ближнем Востоке вплоть до Дамаска. Специальная папская булла даже позволяла Кёру заключать сделки с «язычниками».

Его богатство, продемонстрированное во всей полноте в элегантном семейном дворце в Бурже, раздражало многих аристократов того времени, которые подали на казначея в суд с фальшивым обвинением в отравлении фаворитки короля. Когда первая попытка провалилась, заговорщики обвинили Жака Кёра в мошенничестве, но вновь безрезультатно. Наконец, ему вменили в вину, что он будто бы не вернул обратно королевскую печать. Жак Кёр был заключен в темницу, но смог бежать. В конце 1454 г. он остановился в Риме как советник Папы Николая V, который доверил ему важную миссию: Кёр должен был возглавить восстание на греческом острове Родос против мусульман. Два года спустя он скончался на острове Хиос, недалеко от турецкого побережья. Его наследие не было утрачено полностью: сын Жака Кёра, вопреки проискам клеветников, которые опорочили его отца на суде, стал архиепископом Буржа.

«Нет ничего невозможного для благородных сердец»

Согласно средневековой традиции, дворец в Бурже усеян символами, связанными с именем его владельца, — например, изображениями сердца (фр. cœur). Двойную игру слов можно увидеть в девизе «Нет ничего невозможного для благородных сердец» (фр. «A vaillans cœurs riens impossible»), в котором слово «cœurs», намекающее на фамилию владельца (Кёр), заменено рисунком сердца.

Западное крыло комплекса снаружи кажется настоящей крепостью, тогда как со стороны улицы оно имеет более элегантный вид, почти вызывающе роскошный для Франции того времени. Фасад декорирован статуями Жака Кёра и его супруги, голландской дворянки Масэ де Яеодепар. Другая статуя торговца, выполненная Огюстом Прео, возвышается перед дворцом.

Муниципалитет и судебная палата В XIX в. дворец Жака Кёра, построенный на остатках римских стен (они сохранились в Дорожной башне, составляющей часть центрального донжона) и завершенный около 1451 г., был временно приспособлен под муниципалитет и городской суд. Для разбирательств и прений сторон использовался зал Совета, большой салон на втором этаже. На верхнем уровне находится сокровищница, снабженная настоящим сейфом, а расположенный неподалеку секретный коридор позволял быстро попасть в любую комнату. Кроме того, большое впечатление производят Большой зал с камином, декорированным изображениями разных зверей, и сауна с парной комнатой, которую современники называли «турецкой баней» и которую сам Жак Кёр особенно любил. Роскошная капелла внутри замка была завершена уже после смерти Кёра: так, потолочные фрески были закончены только в 1488 г.

Город художественного наследия

В эпоху Жака Кёра Бурж был фактической столицей Франции — во всяком случае, той части Франции, что не была оккупирована англичанами. Главные городские здания наглядно демонстрируют, как готический стиль уступал место итальянскому ренессансу.

• Родной дом Жака Кёра расположен на углу между Рю де Армюрьер и Рю д’Орон.

• На Рю Бранли находится Дом Эшевенов, построенный в ренессансном стиле между XV и XVII вв.

• Ренессансный особняк Кюжа, возведенный в начале XVI в., с конца XIX в. принимает в своих стенах муниципальный музей Берри с богатой художественной и исторической коллекцией.

• Готический собор Святого Стефана, архитекторы которого явным образом вдохновлялись парижским Нотр-Дамом, украшен витражами XIII в., изображающими членов различных средневековых гильдий за работой. Тимпан великолепного центрального портала украшен сценами из «Страшного суда».

В 1803 г. Шарль Морис де Талейран-Перигор, министр иностранных дел при Наполеоне I, приобрел эту элегантную ренессансную резиденцию XVI в., чтобы достойно принимать по делам службы особ высокого ранга. В течение шести лет здесь содержался низложенный король Испании Фердинанд VII.