После посещения Телль Авива наш путь пролег на север Израиля, в Галилею – историческую область на границе с Ливаном с богатейшей историей и имеющую непосредственное отношение к Иисусу Христу. Она ограничена Средиземным морем на западе, Изреельской долиной на юге и Иорданской долиной на востоке (см. карту).

Во 2-ом тысячелетии до н. э. здесь поселились хетты и египтяне. Чуть позже эти земли привлекли израильские племена, и Галилея была включена в состав Израильского царства. В 722 году до н.э. Галилея вошла в состав Ассирийской державы, а через 200 лет попали под власть Персии. Еще через 200 лет у персов Галилею отвоевали войска Александра Македонского и ее начали заселять греческие и македонские колонисты. В 63 году до н.э. Галилею завоевал Рим. Существует несколько версий происхождения названия Галилея. Скорее всего, оно означает «округ народов» или «место, где рассеяны разные народы».

Ко времени Иисуса Христа у евреев-галилеян было особое от жителей Иудеи наречие. Главными галилейскими городами были Вифсаида (родина апостолов Андрея, Петра и Филиппа), Кана Галилейская (родина Нафанаила) и Назарет (город, в котором Иисус Христос провел детство). Столицей Галилеи был город Ципори (Сепфорис), он ни разу не упоминается в Библии, поэтому почти не известен в христианском мире. Однако его роль в истории Израиля настолько заметная, что сегодня на его месте располагается национальный парк Ципори, в котором с 1931 года ведутся археологические раскопки силами американских и израильских ученых.

Основу экспозиции составляют здания города, построенные во времена римского владычества. Наиболее примечательная часть этой экспозиции — уникальные мозаики. Их особенность в том, что по технике исполнения они греко-римские, а по содержанию — иудейские. Город Ципори (Сепфорис) расположен в 6 километрах от Назарета, был построен на возвышенности, с которой открываются замечательные виды на всю  Галилею. Название города происходит от ивритского слова «ципор», что переводится как «птица», поскольку он «восседает на холме, как птица».

В западной части города был раскопан жилой квартал периода греческого владычества (конец II — начало I века до н. э.). Вдоль узкой, мощеной каменными плитками улицы, стояли одно-двухэтажные дома, в которых комнаты группировались вокруг внутреннего двора-атрия, окруженного с трех сторон колоннами, на которые опирались портики, а полы украшали мозаики. Были найдены и подсобные помещения: подвалы для хранения вина и зерна, емкости  для сбора воды,  ванны для ритуальных омовений и т.д.

Самой интересной является богатая римская вилла Диониса (III в. н. э.),  получившая свое название из-за того, что на удивительном мозаичном полу имеется изображения сцен из жизни греческого бога Диониса (у римлян его называли Вакхом) — покровителя виноградарства, которого изображали красивым юношей. Его появление сопровождалось языческими обрядами, оргиями, шумными неистовствами, шествиями, в которых  участвовали женщины, одетые в шкуры диких зверей.

Здесь же, на полу есть портрет удивительно красивой женщины, которую назвали Монной Лизой Галилейской.

На северной стороне городского холма раскопан амфитеатр римского периода. Расположенные полукругом зрительные ряды, рассчитаны на 4500 человек, частично вырублены прямо в скале, а ближе к краям опираются на каменный фундамент и арки. Театр, диаметр которого составляет 74 метра, был серьезно разрушен уже в античности.

Помимо этого, археологи раскопали систему водоснабжения, по которой в город поставлялась вода из окрестностей Назарета. Система включает часть акведука и большую цистерну для хранения воды длиной 250 метров и объемом более 5000 кубических метров.

В восточной части города находился типично римский жилой район. На римский характер планировки указывает наличие параллельных улиц с двумя центральными, которые имели тротуары и были вымощены твердым известняком. Уже в византийский период они были выложены геометрическими мозаичными узорами.

На каменных плитах центральной улице видны борозды от многочисленных телег, которые проезжали здесь когда-то. Вдоль тротуаров стояли крытые торговые ряды. А весь район был застроен виллами, многоэтажными жилыми домами со сдававшимися внаем квартирами. В жилых домах находились спальные комнаты, склады, дворы, водосборники. При раскопках были обнаружены даже туалеты.

В византийский период часть улиц изменилась, появились новые строения. Среди них — церковь и одно из общественных зданий с условным названием «Праздник Нила», где смальты, отличающиеся формой, размером, цветом и уложены так, что на каждый квадратный дециметр мозаики приходится до 180 камешков.  Эти мозаичные панно покрывали полы двадцати комнат общественного сооружения. Одна их часть украшена геометрическими узорами, а другая часть — декоративными орнаментами. Хорошо сохранились сцены празднеств в честь важнейшего события года – достижения  уровня  воды в реке Циппори наивысшей точки.

Из хорошо сохранившихся строений парка Циппори  стоит отметить римскую крепость, которая располагалась на самой высокой точке городского холма и была построена крестоносцами в 1130-1170 годах.

Она имеет форму квадрата со стороной 15 метров и высотой в 11 метров. Ее конфигурация говорит о том, что она могла преодолеть небольшие нападения, но не длительную осаду. Изначально это было двухэтажное строение из туфа. Часть мощных блоков использовались где-то ранее, а потом были использованы вторично при строительстве оборонительного сооружения. Появившиеся в этих местах мамелюки в XVIII веке  поставили над входом арку, украсили крепость барельефом. На турецкий период указывают входные ворота, оружейная комната, украшения входных притолок, цветные изразцы внутренней отделки.

Сегодня в крепости разместил свои экспонаты небольшой археологический музей, в котором представлены предметы, найденные при раскопках, а на крыше – смотровая площадка, с которой открывается панорама с красивыми видами на окрестности.