В 1883 г. около города Синая был воздвигнут замок Карла Гогенцоллерна- Зигмарингена, первого короля Румынии. В этой резиденции правитель стремился объединить стилисттеские элементы разных веков, по задумке комплекс должен был быть одновременно велжественным и живописным.

XIX в. ознаменовался очень живым и активным интересом к истории, чего не было никогда ранее. И, конечно, в это время архитектура вдохновлялась формами прошлого, которые часто воспроизводились достаточно свободно, но в некоторых случаях и с небывалой точностью.

К сожалению, сооружениям того периода часто не хватало стилистической «связности», их элементы соединялись случайным образом. Это была архитектура эклектизма, развитие которой во второй половине века достигло своей кульминации. Таким образом, в Пелеше, например, сочетается экстерьер, точно скопированный с немецких замков, и внутренний «итальянский» двор, в действительности, не имеющие ничего общего. Однако подобное смешение стилей завораживает.

Королевская мечта князя

В 1873 г. Кароль I (1839-1914), румынский князь, поручил венскому архитектору Вильгельму фон Додереру задание осуществить его давнюю мечту: дворец, которые снаружи напоминал бы средневековые немецкие замки, а внутри имел бы роскошные залы, сочетающие разные стили. Спустя восемь лет, когда судьба Кароля I в качестве монарха уже была определена, проект резиденции его мечты был готов.

Фон Додерер использовал готические и ренессансные формы, но избежал бездумного копирования. В отличие от баварских замков известного короля Людвига II (он умер при загадочных обстоятельствах в 1886 г.) в Пелеше отсылки к старинным резиденциям не были чрезмерными, а являлись лишь одной из просматриваемых характеристик, в которую достаточно органично вплетено романтическое восприятие.

Каменные конструкции и фахверковые перекрытия, характерные для центральноевропейской архитектуры, сбалансированно сочетаются с башнями и башенками, а также неровными многоуровневыми крышами. С 1893 г. руководить работами начал архитектор Карел

Объединение и независимость Румынии

В 1859 г. Парламенты Молдавии и Валахии совместно объявили Александру Иона Кузу (1820-1873) своим господарем. Официально эти два княжества зависели от Османской империи, но в действительности находились под сильным влиянием России и Австрии. В 1862 г. два княжества объединились, в результате чего была образована Румыния. Провозглашение новой политической единицы совпало с рядом волнений. Куза был реформатором с авторитарными взглядами: он намеревался национализировать имущество церкви и взять под строгий контроль высшую знать, но уже в 1866 г. был свернут внутренней оппозицией.

Национальное румынское собрание избрало правителем немца Карла Эйтеля Фридриха Гогенцоллерна-Зигмарингена, который пользовался поддержкой французского императора Наполеона III и Пруссии и был в состоянии гарантировать автономию стране, все еще страдавшей от турок. В Русско-турецкой войне Румыния сражалась на стороне России и наконец, в 1878 г., смогла добиться независимости, к которой так давно стремилась. Через три года князь Карл был коронован первым королем Румынии под именем Кароль I.

Лиман, он же завершил строительство, а затем принялся за внутреннее убранство. Конечно, королевский дворец не мог обойтись без Зеркального салона по примеру Версаля, а также иллюстраций к операм Вагнера по примеру самого любимого замка Людвига II Нойшванштайна.

«Ничто так не повлияет на будущее, как кино»

В 1906 г. король Кароль I организовал в Театральном зале замка сенсационное мероприятие, ставшее предвестником нового периода в истории, — первый в стране показ фильма. По завершении показа он произнес: «Ничто так не повлияет на новый век, как кино». Румынский правитель умер 10 октября 1914 г. в своем любимом Пелеше.

Король Кароль I обычно говорил о своем дворце, что «его залы полны истории». Всего в здании насчитывается не менее 160 помещений.

  • Гигантский Зал заседаний поражает изысканностью деревянной резной отделки и извилистой лестницей. С помощью элегантности убранства этого помещения Карл хотел подчеркнуть свое благородное происхождение (что видно в мозаиках из дерева из 16 замков Гогенцоллернов) и восхождение от титула князя к титулу короля.
  • В Обеденном зале можно увидеть потолок, покрытый кордовской кожей; во Флорентийском зале — красивые муранские канделябры. В библиотеке обнаруживается секретный ход за одним из книжных шкафов.
  • Заслуживают внимания также Мавританский зал, обставленный в мавританско-испанском стиле с фонтаном из каррарского мрамора, сделанным по образцу фонтана, найденного в Каире. Турецкий зал, или комната для курения, украшенный шелком с ручной вышивкой. Театральный зал, художественно расписанный фресками по проекту Густава Климта и Франца фон Мача.
  • Яркие и цветные витражи Музыкального зала изображают эпизоды румынских сказок; элегантная резная мебель из тика является подарком махараджи Капурталы.
  • Окна Королевского кабинета украшены гербами швейцарских кантонов.
  • Во дворце выставлены фарфоровые и ювелирные изделия, а также оружие XIV—XVII вв.
  • В живописных садах можно полюбоваться множеством статуй и бронзовым фонтаном.

Этот дворец, построенный в 1702 г. для князя Константина Брынковяну, считается лучшим примером румынской архитектуры той эпохи.

Его трансильванские, итальянские и османские стилистические формы гармонично сочетаются с традиционными валашскими формами. Многие будущие архитектурные сооружения были воздвигнуты по примеру именно этого дворца.

Дворец первого короля (Peleș Castle)